• Посилання скопійовано

Прийдешня зміна податкового законодавства: перспективи та виклики для керівника

Нова податкова реформа обіцяє зменшити кількість обтяжливих для бізнесу перевірок і спростити їх критерії

Прийдешня зміна податкового законодавства: перспективи та виклики для керівника

По словам Арсения Яценюка, в прошлом году государственные службы контроля провели 61 000 проверок на предприятиях. Это 31 проверка в час. Такое давление не нормально и не способствует развитию бизнеса. Новая налоговая реформа обещает уменьшить количество обременительных для бизнеса проверок и упростить их критерии.

Главная цель новой налоговой реформы, концепция которой недавно была представлена в Верховной раде, — вывести бизнес из тени. Каких изменений стоит ожидать руководителям? 

Как будут выводить экономику из тени 

По оценкам аналитиков, сегодня Украина входит в десятку стран с самыми сложными налоговыми системами. Это напрямую отражается на прозрачности бизнеса: по оценкам Министерства экономики, доля теневой экономики в стране достигает 35%, а по оценкам сторонних экспертов — 45%. 

Почти 20% прибыли бизнесмены скрывают от уплаты налогов, что приводит к ежегодному дефициту бюджета в 25 млрд. долл. (Boston Сonsulting Group). Понимая это, правительство при разработке налоговой реформы 2014 года в первую очередь делает акцент на детенизации экономики. С этой целью собираются снизить налоговую ставку для предпринимателей и упростить администрирование. Приведем только несколько пунктов из Концепции реформирования налоговой системы: 

уменьшение размера единого социального взноса;

уменьшение количества налогов; 

отказ от «планов» по начислению налогов и штрафов;

упрощение администрирования; 

сокращение количества налоговых проверок. 

Ключевым отличием новой реформы, по словам правительства, станет открытый диалог с общественностью, в частности, с представителями бизнеса. 

Директор департамента корпоративного налогообложения Baker Tilly Татьяны Стретович считает, что эффект от проводимых реформ (а именно — наполнение бюджета и общее оздоровление экономики) возможен лишь при условии комплексного внедрения всех перечисленных выше пунктов. Простой пример: новый порядок администрирования НДС перекрывает пути вывода денег и значительно затрудняет механизмы выплаты заработной платы «в конвертах». Одновременно снижение ЕСВ стимулирует бизнес к повышению официальной заработной платы. Такие комплексные изменения должны быть проведены в отношении всей системы налогообложения.

Подготовка к перезагрузке  

Реформирование налоговой системы должно означать упрощение условий для украинского бизнеса. Однако стоит также подготовиться к трудностям, которые на начальном этапе неизбежно сопутствуют любым изменениям законодательства. Бизнесу придется учиться работать по новым законам, а это всегда связано с финансовыми и временными затратами. Стоит отметить, что время на обучение будет, как всегда, ограниченным: вспомним переходный период после реформирования Налогового кодекса в 2011 году. Тогда он продлился полгода, после чего последовала предсказуемая волна штрафов. 

Для бизнеса наступает очередной период перезагрузки. «За годы действия Налогового кодекса более-менее к нему привыкли, а новые нормы опять повлекут за собой проблемы, штрафы», — отмечает глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. Касательно сроков: даже если реформу примут в сентябре 2014 года, быстрые изменения налоговой системы (в частности, ставок, видов налогов, базы налогообложения) просто невозможны. Скорее всего, нововведения вступят в силу не раньше начала 2016 года. У руководителей бизнеса есть время, чтобы подготовиться к грядущим изменениям. 

Означают ли реформы дополнительные затраты 

Чтобы приспособиться и научиться жить с новыми законами, стоит заранее позаботиться о выполнении новых требований реформированного налогообложения. 

Во-первых, в обязательном порядке нужно будет найти финансовые ресурсы для перенастройки делового программного обеспечения, такого как 1С: Предприятие и M.E.Doc. Скорее всего, лицензионное ПО не потребует больших затрат на обновление и перенастройку, однако это не стоит упускать из виду при планировании бюджета. 

Во-вторых, что более важно, необходимо вовремя позаботиться о своевременном повышении квалификации бухгалтеров. Здесь возможны разные варианты: в частности, ваша компания может воспользоваться услугами частных консалтинговых фирм. Возможно, на начальном этапе имеет смысл обратиться и к внешним специалистам (аутсорсинг) — это может сэкономить вам не только время, но и деньги. 

Преимущества в обмен на обязательства 

Уменьшение количества налогов и понижение налоговых ставок призваны подтолкнуть бизнес выйти из тени. Многие предприниматели ставят под сомнение возможность вести бизнес «по-белому». Все привыкли ссылаться на плохо проработанные законы или слишком высокие  налоговые ставки, коорые больше похожи на ежемесячные грабежи компании. Однако для того чтобы получить европейские возможности, необходимо выполнять и европейские правила. Правительство обещает бизнесу открытый диалог, и бизнесу, в свою очередь, необходимо вступить в этот диалог. 

Уменьшение количества налогов может существенно облегчить ведение как налогового, так и управленческого учета. К примеру, налоговый учет можно будет вести в рамках финансового учета, оформленного по МСФО. К примеру, проектом реформирования налоговой системы налога на прибыль предусмотрено ведение налогового учета на основании финансового учета, сформированного по П(С)БУ или МСФО. Также предлагается почти вполовину сократить ЕСВ — с 36,77% до 15-19%. Кроме того, уже принятым законом с 1 января 2015 года вводится система электронного администрирования НДС. Предполагается, что такая система позволит сократить уровень злоупотреблений и в некоторых моментах упростит администрирование: например, налогоплательщику больше не понадобится заполнять бумажные накладные, с 1 января 2015 года они составляются исключительно в электронном виде. К тому же, такая система позволит лучше контролировать возмещение НДС, а это больная мозоль украинского бизнеса.

Украину ждет переходный период практически во всех сферах. За время такого перехода нужно научиться работать с новой системой, преодолеть связанные с этим проблемы и правильно оценить и начать использовать открывшиеся возможности. Изменение законов всегда приносит с собой определенные сложности, однако стране сегодня как никогда нужны реформы, и этот путь нужно пройти достойно, как это сделали до нас все страны первого мира.

Джерело: Мінфін

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»