• Посилання скопійовано

Застосування понижуючого коефіцієнта до ставки ЄСВ на практиці

Трохи практики застосування Закону № 219 для тих підприємств, які вирішили застосувати знижувальний коефіцієнт при нарахуванні ЄСВ

Застосування понижуючого коефіцієнта до ставки ЄСВ на практиці

Нормативная база. Закон Украины от 02.03.2015 года № 219-VIII «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда)» (далее – Закон № 219), вступил в силу 13 марта 2015 года. Он предусматривает возможность применения понижающего коэффициента тем налогоплательщикам, которые были созданы или начали финансово-хозяйственную деятельность в 2014 году.

Максимальный размер понижающего коэффициента на 2015 год для налогоплательщиков, решивших «детенизировать» зарплаты– 0,4. Однако понижающий коэффициент может быть другой, он определяется по формуле, указанной нами далее в расчетной части.

С 2016 года при начислении зарплаты и прочих вознаграждений налогоплательщики, которые подпадают под сферу действия Закона, будут применять коэффициент 0,6.

Условия.

Для применения понижающего коэффициента от налогоплательщика требуется соблюдение следующих условий:

Увеличение базы налогообложения ЕСВ в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце 2015 года – на 20 и более процентов.

Чтобы после применения уменьшающего коэффициента средний платеж по ЕСВ на одно застрахованное лицо в 2015 году составлял сумму не менее, чем средний платеж по ЕСВ на одно застрахованное лицо в 2014 году.

Количество застрахованных лиц, по которым начислены выплаты, не превышало 200% среднемесячного количества застрахованных лиц налогоплательщика за 2014 год.

Как видно из условий применения понижающего коэффициента (далее - ПК), предприятия, созданные в 2015 году, а также предприятия, которые не начисляли зарплату сотрудникам в 2014 году (не вели деятельность), использовать ПК для снижения нагрузки на фонд оплаты труда не смогут. Однако если даже в некоторых месяцах 2014 года зарплата на предприятии начислялась, такой субъект вправе воспользоваться ПК при соблюдении всех остальных условий.

Предприятия, созданные в 2015 году, использовать понижающий коэффициент для снижения нагрузки на фонд оплаты труда не смогут.

 

Как рассчитать коэффициенты и показатели – рассмотрим далее.

Однако даже при многократном увеличении среднего размера заработной платы сотрудника в 2015 году понижающий коэффициент не может быть менее 0,4. Рассчитанный коэффициент и размер (ставка) единого взноса, согласно разъяснениям ГФС, указываются с тремя знаками после запятой.

Важно! При многократном увеличении средней зарплаты максимальный понижающий коэффициент не может быть меньше, чем 0,4.

 

При расчете понижающего коэффициента показатели за 2014 год определяются на основании отчетности плательщика единого взноса, поданной в соответствии с требованиями Закона № 2464.

В то же время Законом № 219 определено, что понижающий коэффициент применяется не только к зарплате работников, оформленных по основному месту работы, но и при начислении заработной платы  физическим лицам не по основному месту работы (совместителям) (см. также письмо ГФС Украины от 23.03.2015 года  № 9843/7/99-99-17-03-01-17 «О предоставлении разъяснений»).

Понижающий коэффициент не применяется к:

- ставке ЕСВ для плательщиков, которые выплачивают денежное обеспечение (34,7 %);

- ставке ЕСВ для предприятий, учреждений, организаций для работающих инвалидов (8,41%);

- ставке ЕСВ для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС (5,3 %);

- ставке ЕСВ для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (5,5 %);

- всех ставок единого взноса в виде удержания (3,6 %, 6,1%, 2,6 %, 2 %, 2,85 %).

Для того чтобы проанализировать преимущества и провести расчеты, нам потребуется изучить вводные базовые показатели, на которые опирается наша расчетная часть потерь от «детенизации» зарплат.

Для проведения расчетов требуются следующие данные:

Коэффициент определяем по формуле:

К (коэффициент) = СмБН(зл)2014 / БН(зл)

где

СмБН(зл) 2014 -  это среднемесячная база налогообложения на одно застрахованное лицо в 2014 году. Включает в себя сумму начисленной зарплаты, вознаграждений за выполненную работу (оказанные услуги) по гражданско-правовым договорам, помощи в связи с временной потерей трудоспособности и помощи в связи с беременностью и родами, на которую начисляется единый взнос / количество отчетных месяцев налогоплательщика в 2014 году / СмК (зл)2014;

БН (зл) – база начислений единого взноса на одно застрахованное лицо в месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовому договору, - сумма начисленной зарплаты, вознаграждений за выполненную работу (оказанные услуги) и т.п. / количество застрахованных лиц налогоплательщика в отчетном месяце 2015 года, по которым начислены выплаты;

СмК (зл) 2014 (среднемесячное количество застрахованных лиц налогоплательщика за 2014 год) - это суммарное количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в каждом месяце в 2014 году / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году;

СмП (зл) 2014 (среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце в 2014 году) - это сумма начисленного единого взноса - 2014 за количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году / СмК (зл) 2014;

СП (зл) м (средний платеж на одно застрахованное лицо  в отчетном месяце) - это сумма начисленного единого взноса в отчетном месяце в 2015 году / количество застрахованных лиц в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты.

Используются данные с учетом количества отчетных месяцев в 2014 году, то есть, в случае, если плательщиком единого взноса осуществлено начисление заработной платы и / или вознаграждения по гражданско-правовым договорам хотя бы в одном месяце 2014 года и соблюдаются условия, определенные Законом № 219, он вправе применить понижающий коэффициент. В случае применения коэффициента плательщик осуществляет расчеты показателей пропорционально количеству отчетных месяцев 2014 года.

Поскольку Закон № 219 вступил в силу в марте 2015 года, определенные им условия для применения понижающего коэффициента можно применять к доходам, начисленным за март 2015 года.

Стоит ли выходить «из сумрака»?

Не глядя на формулы и показатели, можно сказать, что предприятие, пожелавшее вывести из тени реальные доходы работников, станет уплачивать больше взносов, чем ранее. Во-первых, базовым условием применения понижающего коэффициента ЕСВ является сохранение размера среднего платежа по ЕСВ на одно застрахованное лицо не ниже уровня 2014 года. Во-вторых, коэффициент уменьшает только начисления ЕСВ на фонд оплаты труда, однако возрастут отчисления, которые удерживаются из начисленной зарплаты (ЕСВ 3,6%, НДФЛ, военный сбор). Тем не менее, сравнивать суммы «налоговых потерь»  следует не с платежами в бюджет в 2014 году, а с реальными расходами на выведение зарплат в «конверты», то есть с потерями на обналичивании денежных средств, и, конечно, рисками, которые связаны с такими операциями.

Рассмотрим вариант применения норм Закона № 219 на реальном примере.

Пример. По данным отчетности по ЕСВ предприятие «А» за 2014 год предоставило следующие сведения о начислении зарплаты:

Таблица 1. Сводные данные о фонде оплаты труда предприятия «А» за 2014 год

 

 

Месяц

2014 года

 

Количество застрахованных лиц, мес.

 

Фонд оплаты труда за месяц, грн.

 

Ставка ЕСВ 36,77%

Удержания общая сумма (ЕСВ + НДСФ+ВС) с учетом НСЛ

Общая налоговая нагрузка на ФОТ

(ст. 4+ст.5)

1

2

3

4

5

6

Январь

2

1950

717,02

169,47

886,49

Февраль

2

1950

717,02

169,47

886,49

Март

2

1950

717,02

169,47

886,49

Апрель

3

3190,42

1173,12

302,14

1475,26

Май

3

3230,12

1187,72

309,30

1497,02

Июнь

3

3335,21

1226,36

328,30

1554,66

Июль

3

3454,84

1270,34

349,89

1620,23

Август

3

3454,84

1270,34

401,72

1672,06

Сентябрь

3

3473,36

1277,15

405,34

1682,49

Октябрь

3

3502,35

1287,81

411,01

1698,82

Ноябрь

3

3621,29

1331,55

434,28

1765,83

Декабрь

3

3711,23

1364,62

451,86

1816,48

Всего

33

36823,66

13540,07

3902,25

17442,32

 

Ставка ЕСВ для начислений на фонд оплаты труда – 36,77%. Суммарно за 2014 год начисления ЕСВ на фонд оплаты труда составили 13540,07 грн. 

По данным таблицы можем определить, что:

СмК (зл)2014  равно: 33 работника /12 месяцев = 2,75 человек.

СмБН(зл) 2014:  36823,66 / 12 / 2,75 = 1115,87 грн.

СмП (зл) 2014: 13540,07 / 12 / 2,75 = 410,31 грн.

Таким образом, предприятие сможет воспользоваться понижающим коэффициентом  к базе начисления ЕСВ в 2015 году (начиная с марта)  при условии, что средний размер дохода застрахованного лица будет выше на 20 и более процентов, чем сумма 1115,87 грн. в нашем примере – это всего на 223,17 грн. с одного сотрудника в месяц.

Поскольку минимальный понижающий коэффициент установлен на уровне 0,4, можно определить, какой должна быть зарплата для применения ПК 0,4 на предприятии «А»:

1115,87 / 0,4 = 2789,67 грн.

То есть, для применения максимального понижающего коэффициента показатель средней зарплаты на предприятии должен быть на уровне 2790 грн.

Одним из условий применения понижающего коэффициента является уплата среднего взноса по ЕСВ с застрахованного лица не ниже среднего платежа прошлого года. Поэтому для предприятия «А» должно выполняться условие, что сумма среднего заработка, умноженная на ставку ЕСВ 36,77% х ПК 0,4 должна быть больше или равна 410,31 грн. При средней зарплате 2790 грн. (в нашем примере) указанное условие выполняется.

Выгодно или нет?

Чтобы предприятие смогло для себя ответить на это вопрос, следует сделать расчет общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда «до» и «после». Расчет по суммарной налоговой нагрузке на ФОТ на 2014 год приведен в таблице 1. Данные, полученные на базе наших расчетов в 2015 году, перенесем в таблицу 2.

Таблица 2. Расчет налоговой нагрузки в апреле 2015 года.

Месяц 2015 года

Количество работников

Фонд оплаты труда

Ставка ЕСВ 36,77% * ПК 0,4

Удержания общая сумма (ЕСВ + НДСФ+ВС) 20%

Всего нагрузка на ФОТ

 

Нагрузка на ФОТ в процентах

Апрель

3

8370

1231,06

1674,00

2905,06

34,7

           

 

 

Как видно из таблицы, выплата зарплат с применением понижающего коэффициента, нагрузка на фонд оплаты труда все же остается высокой, в частности, из-за роста суммы удержаний до 20% от ставки, так как нельзя применить налоговую социальную льготу к доходу, «выведенному из тени».

Однако если в процентном соотношении к фонду оплаты труда суммарно налоги с зарплат составляли около 50%, то в 2015 году с применением ПК нагрузка на ФОТ в процентах составляет 34,7%.

Взвесив данные, полученные исходя из своих собственных расчетов, бухгалтер предприятия сможет дать руководителю  рекомендации для принятия окончательного решения относительно начисления  с 2015 года официальных заработных плат сотрудникам фирмы.

Джерело: Киевский портал поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Праця та соціальний захист/ЄСВ, соціальний захист

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ЄСВ, соціальний захист»