• Посилання скопійовано

Держоргани зможуть через суди обійти заборону Кабміну на перевірки бізнесу

Мораторій на перевірки бізнесу, оголошений урядом до кінця року, затверджений з кількома «але» ...

Держоргани зможуть через суди обійти заборону Кабміну на перевірки бізнесу

 Приняв в июле изменения в госбюджет-2014, парламент поддержал содержащуюся в нем норму, согласно которой проверка предприятия может проводиться только по распоряжению Кабинета министров или по заявлению самого субъекта хозяйствования. Исключение сделали для Государственной фискальной службы (ГФС), ревизионная деятельность которой напрямую связана с наполнением бюджета. Премьер-министр Арсений Яценюк говорил, что таким образом государство, с одной стороны, снизит нагрузку на предприятия, с другой — сэкономит бюджетные средства на проверках. Ежегодно на контролирующие органы расходуется до 25 млрд грн в год при затратах на проведение одной проверки около 16 тыс. грн. Накануне стало известно какие ведомства смогут запрашивать разрешения у Кабмина для проведение проверок. В списке, утвержденном постановлением, значится 61 госорган, среди которых всевозможные инспекции и службы. Что любопытно, постановление также содержит норму о том, что кабминовское разрешение не требуется, если проверки санкционированы судом или по требованию должностных лиц в предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом (УПК) случаях. Об этих уточнениях до сих пор не было известно.

Мелким шрифтом

Постановление, позволяющее судам легитимизировать проверки, может нивелировать саму суть моратория, соглашаются некоторые из опрошенных экспертов. Как отметил руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, норму о судах есть смысл вводить, если речь идет о проверках предприятий, деятельность которых отнесена к высокой степени риска. С другой стороны, появление нормы о судах еще не значит, что инспекторы массово ринутся получать такие разрешения, говорит генеральный директор Союза малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец. «Нужны исчерпывающие основания для того, чтобы суд принял решение о проверке», — считает эксперт. По его мнению, при нормальном функционировании судебной системы Кабмин вообще можно было бы исключить из процесса согласования проверок.

В Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства обратили внимание еще на несколько нюансов в постановлении. В частности, насколько исчерпывающим является предложенный перечень, каким образом следует проводить проверки контролирующим органам местного уровня, например, в сфере благоустройства населенных пунктов, захоронения или обращения с бытовыми отходами. Как отмечают в пресс-службе Госпредпринимательства, урегулировать проверки бизнеса станет возможным после принятия закона, который определит сферы контроля с закреплением за каждой из них одного уполномоченного госоргана.

Стоять до последнего

Попытки обойти мораторий госорганы начали предпринимать сразу после его объявления. В частности, Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей разместила у себя на сайте проект распоряжения Кабмина, позволяющий ведомству проводить проверки, не получая при этом разрешения. Этот случай не уникальный. По информации, некоторые министры были вынуждены обращаться к руководству инспекций с разъяснениями, чтобы те не требовали для себя привилегий. Об этой проблеме накануне своей отставки говорил экс-министр экономического развития и торговли Павло Шеремета. Желание ведомств сохранить влияние на предпринимателей вполне объяснимо. Ведь лишившись легального давления на бизнес, ревизоры рискуют остаться без неучтенных заработков. Как ранее сообщили в пресс-службе вице-премьера Владимира Гройсмана, ответственного за реформу контролирующих органов, ежегодно на взятках «в тень» выводят около 100 млрд грн.

Не исключено, в следующем году правительство сохранит курс на минимизацию общения предпринимателей с контролерами. Как за-явил на днях глава ГФС Игорь Билоус, анонсируя налоговую реформу, Кабмин рассматривает возможность запретить проверки плательщиков единого налога и субъектов хозяйствования с годовым доходом до 20 млн грн. Их проверки будут осуществляться исключительно по заявлению предпринимателя, решению суда или в соответствии с требованиями УПК.

Ростислав Шаправский

Джерело: Капітал

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»