• Посилання скопійовано

Бізнес готовий виходити з тіні, якщо отримає гарантії від держави

Український бізнес довгий час перебував в очікуванні податкового компромісу, але в нинішній редакції закон виник несподівано. І швидше за все зарано, оскільки податковому компромісу в Україні притаманні зовсім інші фарби та сенс

Бізнес готовий виходити з тіні, якщо отримає гарантії від держави

Всякая крупная компания-налогоплательщик в Украине как минимум на протяжении последних 1095 дней сталкивалась с понятием "налоговая нагрузка", "компания-бабочка", "конвертационный центр", "доход от НДС" и так далее в разных вариациях. Не всякая соглашалась на установленные "сборщиками податей" цифры и методы — многие (по крайней мере, среди наших клиентов) сопротивлялись, многие вынуждены были соглашаться (по разным причинам).

Никто также не будет отрицать, что несоответствие доходов и расходов физических лиц в Украине также сильно бросается в глаза. Наша профессия налоговых консультантов позволяет судить о деятельности первых, вторых и третьих налогоплательщиков объективно — мы должны в какой-то степени выступать "мерилом" рисков. Однако и предложить какой-то объективно разумный механизм перехода из "черной" или "серой" бизнес модели в "белую", кроме как сдаваться на милость нынешней власти, не было возможности. Не забываем, что ни один чиновник в нынешней украинской власти не согласится добровольно отказаться от своего "законного" дохода, формировавшегося из "податей". Поэтому иногда такой переход в прошлом вызывал у чиновника недоуменное "а что я буду делать без ваших денег"?

Единственный вариант для обеих сторон в Украине сейчас — договориться об условиях понятного, справедливого и взаимного перехода к новой системе налоговых координат, то есть провести комплексную реформу и, возможно, начать с обсуждения условий налоговой амнистии и/или амнистии капиталов. Такая амнистия должна стать своеобразным "мостом" между старыми и новыми методами ведения бизнеса в Украине. Такая амнистия не должна ставить на колени ни бизнес, который всех кормит, ни государство, которое этот бизнес дисциплинирует и контролирует. Если амнистии нет — бизнес (от малого, до большого) уходит в тень.

Государство, опять же, может достичь эффекта наполнения бюджета. Вот только сама налоговая реформа, ее направление нам до сих пор неизвестно. Крайне странно слышать замечания к проекту концепции налоговой реформы, разработка которой сейчас ведется в правительстве с участием бизнеса, которые заключаются в том, что изменения (например, снижение ставок НДС и ЕСВ) приведут к недобору бюджета. Правительство забывает, что качественное проведение амнистии (налоговая амнистия и амнистия капиталов) расширит базу налогообложения, из тени могут выйти лишь в обмен на тотальную реформу.

Амнистия налогов и капитала — абсолютно не новая практика. Только за последние 10-15 лет налоговая амнистия проводилась в Греции, Италии, Швейцарии, Португалии, Австрии, Франции, Финляндии, Ирландии, России, Казахстане, Польше, Великобритании, также планируется в этом году ее проведение в Австралии. Амнистии имели разную эффективность — от условно провальных (Польша, Латвия, Россия) до успешных (Ирландия в 1988 году, Италия (2001-2002)).

Успех амнистии обычно зависит от двух главных факторов: хорошее информирование и понимание плательщиками налогов, последующее усиление контроля за уплатой налогов со стороны государства или увеличение санкций за их неуплату; и достаточный уровень доверия к государству, которое базируется на последовательной, инвестиционно-стимулирующей, прозрачной и честной политике по отношению к плательщикам налогов.

Проект закона о налоговом компромиссе, принятый в первом чтении Верховной Радой, говорит только об амнистии налогов. О тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не подставит налогоплательщика, добровольно раскрывшего информацию, и не получит с него ту же "налоговую загрузку". Никто не говорит об амнистии капиталов — "нулевом" декларировании физических лиц, которое снимет "дамоклов меч" с тех, кто может и хотел бы задекларировать свои капиталы и за рубежом.

Да, сегодня проконтролировать справедливость заявленных сумм практически невозможно. Однако, с учетом подписанных Украиной соглашений об обмене информацией, нарастанием процесса автоматического обмена банковской информацией, ростом квалификации налоговых органов по качественному составлению запросов о счетах резидентов Украины в иностранных банках, раскрытию информации о собственниках в реестрах компаний, получение полной информации — это вопрос пары лет. Если не спешить с амнистией капиталов, но дать ей качественное наполнение в более разумный срок, — декларативность процесса перейдет в качественный переход.

Доверие к государству в рамках налоговой амнистии может вырасти, если в рамках тотальной реформы государство и бизнес установят несколько промежуточных целей, которые облегчат взаимный контроль между государством и плательщиками налогов, выведя их на новый современный уровень:

- с точки зрения бизнеса — это использование МСФО для подготовки финансовой и налоговой отчетности, переход к новым условиям уплаты налогов в рамках последовательно реализуемой государством и известной всем на момент амнистии всей налоговой реформы;

- с точки зрения государства — это использование стандарта IPSAS (Public Sector Accounting Standards), которые аналогичны МСФО для публичного сектора экономики, изменение системы государственных закупок, введение электронного правительства, изменение системы государственных финансов и государственной службы (бизнес-модель финансирования и выполнения обязанностей). Безусловно, важной составляющей является борьба с коррупцией.

Возвращаясь к проекту закона об амнистии — в нынешней редакции он, кроме прочего, заявляет о тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не "вцепится" в налогоплательщика и не "вытрясет" из него ту же самую "подать". Такой вариант закона провален, даст только "галочку" в учетной книге реформ и не приведет нас к результату.

Поэтому предложений несколько:

- дать понимание содержания и сроков реализации налоговой реформы;

- распространить амнистию не только на налог на прибыль и НДС, но и на налог с доходов физических лиц. Кроме всего, амнистия должна охватить ответственность на нарушение валютного законодательства (правила размещения валютных ценностей) и правил инвестирования за пределами Украины (лицензии на открытие счетов и инвестирование в иностранные компании);

- под украинскую амнистию также должны попасть компании-нерезиденты (в том числе те, которые не имеют представительства в Украине) — они также по некоторым причинам не могли или "не видели необходимости" уплатить налоги в Украине;

- в периодах, которые попадают под амнистию и с которого должна начаться "обновленная" работа бизнеса, необходимо вносить коррективы. Например, в период амнистии (сейчас все периоды до 1 января 2014 года) включить первые два квартала 2014 года, затем установить переходной период (для детенизации и перехода на стандартную систему налогообложения), и новый период — с 1 января 2015 года;

- метод сплошных проверок не добавляет доверия и мотивации для налогоплательщика. Государство обязано установить критерии проверок и перечень "проблемных" контрагентов, сделки с которыми с высокой степенью вероятности считаются такими, которые могли привести к налоговым уклонениям;

- ставка налога на скрытые активы — в проекте закона 15% (как налог у источника с нерезидентов), тогда как остальные плательщики пользовались ставкой 19 и более процентов. Если рассматривать данную акцию как "прощение" задолженности, то есть смысл либо (а) рассрочить уплату налога на 10% немедленно по началу амнистии, и оставшиеся 90% по истечение например двух лет на основании проверки (90% — применяется, если проверка покажет существенные нарушения); (б) либо назвать санкцию штрафом. В результате можно простимулировать позитивное отношение налогоплательщика к дисциплине и договоренностям с государством;

- амнистия капитала может предусматривать освобождение физических лиц от уголовной, административной и финансовой ответственности, с уплатой штрафа например в размере 1-2% на сумму капитала, если:

а) активы и инвестиции находятся или переведены в страны ЕС или в страны, с которыми Украина подписала соглашение об обмене налоговой информацией (если активы находятся в офшорных юрисдикциях — то штраф, например 5-10%);

б) резидент Украины задекларировал все имущество в Украине и за его пределами, в том числе, но не ограничиваясь корпоративными правами, недвижимостью, банковскими депозитами.

В любом случае условия амнистии — как налоговой, так и капиталов — должны обсуждаться с бизнесом, давать взаимные гарантии, в первую очередь со стороны государства, иначе ее успех сомнителен и скорее подорвет репутацию у дисциплинированных налогоплательщиков, чем повлечет разрешение данной проблемы.

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Підприємництво

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Підприємництво»