• Посилання скопійовано

Що несуть бізнесу антикорупційні ініціативи уряду

Як антикорупційні ініціативи уряду вплинуть на приватний бізнес в Україні?

Що несуть бізнесу антикорупційні ініціативи уряду

22 августа правительство приняло ряд антикоррупционных инициатив и обратилось к Президенту Украины о внесении их как неотложных в Верховную Раду. Среди указанных инициатив выделяется проект закона "О предотвращении коррупции" (далее — "законопроект") призванный заменить действующий в настоящее время закон "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" (далее — "закон"). Указанный законопроект был подготовлен Министерством юстиции еще в начале лета и опубликован на официальном сайте ведомства 06 июня 2014 года. К моменту его принятия правительством законопроект претерпел некоторые изменения, но основные положения сохранились.

Утвержденный законопроект предусматривает создание полноценного общегосударственного механизма предотвращения коррупции, а также выявление и преследования лиц, которые совершили наиболее опасные коррупционные преступления.

Беглый анализ инициатив показывает, что правительство сосредоточилось на создании отдельных государственных органов, призванных бороться с коррупцией, и на изменении "антикоррупционных" требований к государственным служащим.

Несомненно, эти действия могут дать положительный эффект, особенно на первом этапе, когда новые органы будут доказывать свою необходимость и эффективность, а государственные служащие не успеют приспособиться к новым антикоррупционным требованиям и правилам, но как показывает практика, любой государственный орган сам по себе подвержен коррупции, из-за чего его эффективность падает.

Более эффективными механизмами является создание условий, которые бы устраняли возможность коррупции или повышали прозрачность органов государственной власти. В Украине существует целый ряд положительных примеров внедрения таких механизмов, например, введение единого государственного реестра судебных решений — повысило прозрачность судебной власти, а введение внешнего независимого тестирования выпускников, желающих поступить в ВУЗы, устранило возможность поступления абитуриентов на основании субъективного мнения экзаменаторов. К сожалению инициативы правительства практически не предусматривают расширения таких механизмов и гарантий, которые бы устраняли условия для коррупции, также практически не меняется привлечение общественности и институтов гражданского общества в эти процессы.

Рассмотрим более детально некоторые положения законопроекта и других антикоррупционных инициатив правительства в разрезе их влияния на частный бизнес Украины.

Согласно законопроекту правительства и проекту закона "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" в Украине должно появиться два новых государственных органа: Национальная комиссия по вопросам предотвращения коррупции (далее — "комиссия") и Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее — "бюро") — соответственно. Если с Национальным антикоррупционным бюро Украины все более-менее понятно — это еще один правоохранительный орган, правда, с очень широкими полномочиями, вплоть до блокирования помещений путем их опечатывания или взятия под охрану, в том числе и частных (кроме жилых), то с комиссией не все так просто.

Комиссия состоит из пяти членов, которые назначаются Кабинетом министров Украины по результатам конкурса, члены конкурсной комиссии назначаются опять же Кабинетом министров Украины, поэтому говорить о независимости такого органа очень сложно.

Основной задачей Комиссии как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом является реализация мероприятий по предотвращению коррупции. Законопроект наделяет Комиссию правом истребовать информацию, необходимую для выполнения ее заданий, как от государственных органов и органов местного самоуправления, так и от субъектов хозяйствования любой формы собственности и граждан, что может стать основанием для вмешательства в хозяйственную деятельность таких субъектов или личную жизнь граждан. Законопроектом также предусмотрено обязательное утверждение частными компаниями, участвующими в государственных закупках, антикоррупционных программ и создание должности уполномоченного по антикоррупционной программе. Антикоррупционная программа в таких компаниях подлежит обязательному одобрению, а кандидатура уполномоченного обязательному согласованию комиссией. Такие полномочия комиссии тоже могут стать предлогом для вмешательства государства в деятельность частного бизнеса или устранение с рынка государственных закупок "неугодных" игроков.

Как уже отмечалось, законопроект практически не изменяет права и степень участия общественных организаций и других институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Посвященная этому статья 22 законопроекта практически полностью повторяет статью 18 действующего закона. Одним из новшеств в этой сфере является участие общественных организаций в формировании конкурсной комиссии отбирающей кандидатов на должность членов Комиссии. В состав такой конкурсной комиссии должно входить четыре лица, предложенные общественными объединениями, имеющими опыт работы в сфере противодействия коррупции. При этом законопроект не устанавливает конкретную процедуру назначения таких лиц, отсылая к Положению о конкурсе. Не прозрачность назначения представителей оставляет мало шансов частному бизнесу, особенно среднему и мелкому, который более всех страдает от коррупции, быть представленному в конкурсной комиссии и совершенно не оставляет шансов быть представленному в Комиссии.

Более ощутимыми для бизнеса средствами борьбы с коррупцией могли бы стать: (і) повышение прозрачности органов власти через, например, внедрение в государственных органах систем электронного документооборота, в которых бы фиксировались любые поступившие или созданные документы, их краткое содержание, взаимосвязь с другими документами, а также этапы прохождения внутри органа с постоянным доступом общественности к этой информации через интернет; (іі) передача части административных услуг негосударственным организациям, так например, основную часть, если не все функции, государственных регистраторов юридических лиц и физических лиц — предпринимателей может успешно реализовать нотариат; (iii) отделение чиновника, совершающего действие, от прямого контакта с лицом, заказывающее такое действие, посредством веб сервисов, специализированых контакт центров или центров административных услуг, принадлежащих общественным организациям.

Возможно эти и иные шаги, устраняющие условия для коррупции, будут сделаны комиссией в будущем, но пока бизнесу от инициатив правительства можно ожидать только сюрпризов в виде опечатанного сотрудниками бюро офиса или склада или отказа в участии в государственных закупках из-за несогласованного Комиссией кандидата уполномоченного по антикоррупционной программе.

Виталий Пацюк

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Підприємництво

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Підприємництво»