• Посилання скопійовано

10 мінусів антикризового закону уряду

Прийнятий минулого тижня Закон про антикризові заходи змусив понервуватись багатьох. Але головні проблеми можуть виявитися попереду

10 мінусів антикризового закону уряду

 Об этом говорит глава комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

Документ писали в Кабмине в закрытом режиме и по ускоренной процедуре «ввиду революционной целесообразности». Именно так в правительстве пояснили, почему законопроект, в котором 90% — это поправки в Налоговый кодекс, даже не попал на рассмотрение в профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Через несколько часов уговоров и угроз о дефолте со стороны чиновников из Кабмина, было решено поддержать законопроект.

Поэтому депутатская группа «Экономическое развитие», в которой я являюсь заместителем главы, за документ не голосовала. Профильный комитет не имел к документу никакого отношения, и мы были против такой процедуры его приятия. Но через несколько часов уговоров и угроз о дефолте со стороны чиновников из Кабмина, было решено поддержать законопроект.      

С первого апреля (когда закон был опубликован и сразу вступил в силу) телефоны в комитете не умолкают. Нервничают представители бизнеса, эксперты, чиновники. Главный вопрос — «Вы знаете, что теперь будет?». Отвечу  прямо  — будет сложно.  После детального анализа антикризисного закона правительства, мы выделили в документе десять его самых проблемных положений. Этот список неполный и может быть продолжен. Подчеркну, что это не «критика ради критики», у нас есть конструктивные предложения, которые позволят минимизировать негативные последствия спорных статей для бизнеса. Часть поправок прописаны в законопроекте, зарегистрированном в парламенте, остальные — скоро будут в отдельном проекте. Ниже — детально о каждом из десятки проблемных пунктов документа и вариантах их изменения. 

1. Ставки налога на прибыль в размере 18% и НДС в размере 20% вводятся на постоянной основе — снижения ставок по двум основным налогам в следующем году не будет. То есть в Кабмине уже сейчас прогнозируют ухудшение экономической ситуации и в следующем году. Но, меняя правила игры, правительство не дает никаких стимулов взамен. Мы считаем, что запланированное снижение налогов нужно вернуть.  

2. С 1 июля процентные доходы (свыше 20 706 грн в год) по депозитам будут облагаться подоходным налогом: 15% — если проценты начислены свыше 248 472 грн (за 2014 год), 20% — если проценты начислены от 248 473 грн до 482 328 грн, и 25% — если проценты начислены от 482 329 грн. Это уже вызвало отток вкладов из банковской системы, которая и так неустойчива. Предлагаем вообще не облагать процентные доходы или вернуть прежнюю ставку в размере 5%. 

3. Налоговики получат упрощенный доступ к информации о депозитах населения в банках — закон снимает ограничения на получение информации, содержащей банковскую тайну. Нужно детально расписать условия получения и процедуру использования налоговиками информации о банковских вкладчиках.  

4. Налогообложение дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли по прогрессивной шкале (15%, 20% и 25%). Такие методы приведут только к тенизации пассивных доходов, а «проиграет» в результате госбюджет. Нужно вернуть прежнюю ставку в размере 5%.

5. Отсутствие прогрессивных мер по выводу зарплат из «тени». Стоит изменить действующую  норму налогообложения доходов в виде зарплат и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога со ставками 10%, 15% и 20%. Это позволит уменьшить на 5% налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, при этом значительные суммы доходов облагать по повышенным ставкам. Такой подход более справедлив.

6. Введение новой категории налогоплательщиков: те, кто имеют или пользуются земельным участком больше 12 соток и используют устройства для получения воды из-под земли в объеме больше 13 м куб. на человека в месяц, должны платить за пользование недрами. По факту — это налог на колодцы и скважины, которые находятся в частной собственности граждан. К тому же неясно, как собирать такие налоги, ведь, чтобы проверить, есть ли у кого-то скважина, нужно как минимум решение суда для доступа на частную территорию. Учитывая, что параллельно законом вводится налогообложение общей площади, куда попадают и бассейны, для которых используют подземные воды, то во введении так называемого «налога на колодцы и скважины» вообще нет смысла.

7. Налог на недвижимость теперь взимается с общей площади объекта жилой недвижимости, в том числе с его частей. На деле получается, что взимать налог на недвижимость будут и с помещений для содержания домашних животных или сараев для хранения хозяйственного инвентаря. Нужно вернуть норму, когда налог взимается с жилой площади, и увеличить ставки налога на недвижимость для домов и квартир с большой площадью

8. В два раза повышается сбор за пользование радиочастотными ресурсами, что приведет к росту цен на услуги мобильной связи. Нужно оставить ставки на нынешнем уровне и внедрить в Украине европейские подходы, а именно дать право пользователям радиочастот применять современные технологии 3-его и 4-го поколений. Государственный бюджет в результате получит средства с лицензий, а операторы и пользователи — новое качество связи. 

9. Решение повысить акцизы в среднем на 25-45% при падении производства всех групп подакцизных товаров до 30% — очень преждевременное. Эти нормы вступают в силу со второго полугодия, к тому времени нужно еще раз оценить состояние отдельных отраслей и определиться, есть ли смысл в кардинальном повышении ставок.

10. Сбор с продажи валюты в размере 0,5% на постоянной основе. Норму нужно сделать временной до конца 2014 года и при необходимости продлить еще на год.

Новости по теме:

Антикризисный закон вступает в силу поэтапно;

Действует закон о предотвращении финансовой катастрофы.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»