• Посилання скопійовано

Закон про санкції: яких наслідків очікувати українським госпсуб'єктам?

Розглянемо на прикладах окремі ситуації, які можуть статися вже «завтра»

Закон про санкції: яких наслідків очікувати українським госпсуб'єктам?

Принятие Закона о санкциях вызвало вопросы о том, следует ли украинским контрагентам начинать беспокоиться о деловых связях и действующих хозобязательствах, а также как данный закон может повлиять на будущие обязательства с субъектами ВЭД.

Рассмотрим на примерах отдельные ситуации, которые могут произойти уже «завтра».

Пример 1 Нерезидент инвестировал основные средства или денежные средства на территории Украины. Влияют ли введенные Законом санкции на их дальнейшее использование?

Мы довольно осторожно можем прогнозировать данную ситуацию — ведь в каждом конкретном случае она может получить собственное неожиданное развитие. Но в любом случае сразу паниковать не следует. Если речь идет, скажем, об инвестициях нерезидента (в т. ч. и в уставный капитал хозяйственных обществ), то один лишь факт блокировки активов такого нерезидента или предотвращения вывода капитала из Украины еще не приведет к выводу внесенных инвестиций из гражданского обращения.

Напомним, статьями 18-19 Закона Украины от 18.09.91 г. №1560-XII «Об инвестиционной деятельности» гарантированы права инвесторов до окончания срока действия инвестиционного договора. В то же время в ст. 21 этого же Закона сказано, что прекращение инвестиционной деятельности возможно по решению правомочного государственного органа. Следовательно, если одной из введенных санкций в отношении конкретных иностранных инвесторов будет прекращение их инвестиционной деятельности в Украине, то такому инвестору придется решать судьбу собственных инвестиций с учетом предложенных правил.

Посему слишком оптимистично относиться к этому не стоит — с момента применения санкций выплатить ни дивиденды, ни часть уставного капитала (имущества предприятия) при выходе такого нерезидента из участников юрлица будет невозможно. Так что при принятии соответствующих решений участникам юрлица — резидента Украины следует учитывать такие санкции даже несмотря на то, что это может повлиять и на права других участников (учредителей) украинского предприятия. Решить это можно только внесением изменений в Закон о хозобществах, ГКУ, Закон об АО и пр.

Пример 2 Заключен договор купли-продажи товара. Получен аванс от нерезидента, обязательства по поставке полностью не выполнены. Как быть, если введены санкции в виде ограничения торговых операций или аннулирования, приостановления или запрета на выдачу лицензий, разрешений и пр. (при условии что это касается товара, на добычу которого выдаются спецразрешения/лицензии)?

В такой ситуации важным фактором будет то, носит ли такой запрет временный характер (до определенной даты или до приостановления обстоятельств, приведших к применению санкций), был ли сам договор заключен фактически накануне применения таких санкций, и пр. Да и сами условия договора могут послужить определенным фактором решения проблемы поставки или непоставки товара. Скажем, запрет на выдачу лицензий или их аннулирование может стать поводом для внесения изменений в договор, вплоть до его расторжения из-за невозможности его выполнения (прекращается добыча). Если говорить о невозможности поставки товара из-за ограничения торговых операций, то следует либо исходить из положений самого договора, который может предусматривать возврат аванса, либо вносить в договор изменения в части использования аванса (при условии что его еще можно вернуть и он не использован на приобретение или производство такого товара). Хотя пока понять в рамках действующего украинского законодательства, что имеется в виду под «ограничением торговых операций» или «приостановлением исполнения экономических и финансовых обязательств», очень сложно. Очевидно, эти понятия должны быть детализированы непосредственно инициатором таких санкций.

Что касается ВЭД-пени, то совершенно ясно, что Закон Украины от 23.09.94 г. №185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» вообще не упоминает о ситуациях подобного рода. Так что, если в ближайшее время не будут внесены изменения в соответствующие нормативные акты, бремя таких расчетов ляжет на плечи украинских хозсубъектов, а впоследствии — и соответствующего государственного органа, применившего санкции без определенных компенсационных инструментов.

Какие шаги стоит предпринять отечественным СХ, чтобы предотвратить вероятные убытки? Ответ читайте в статье “Санкции – палка о двух концах” в свежем номере ДК№38 (22.09.2014)

Наталия Канарева

Автор: «Дебет-Кредит»

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»