• Посилання скопійовано

Довідка не виходячи з дому: які адмінпослуги держава переводить в онлайн

Про переведення адміністративних послуг в онлайн говорять давно. Але тільки в 2015 році справа зрушила з мертвої точки. Що вже зроблено, що в проекті і чому так важко переймати європейську практику?

Пользование электронной услугой сокращает время на получение справки в 3-10 раз. Так, в Эстонии открытие компании старым способом занимает 8,5 часов, а с помощью портала админуслуг — всего лишь 30 минут. Даже чтобы встать на учет в службу занятости, вместо 37 минут стояния в очереди и решения вопроса с администратором можно за 13 минут решить этот вопрос через интернет.

В Украине же диджитализировать админуслуги пытались три года назад. В 2012 году был принят закон об админуслугах, предусматривающий создание единого портала. Но этот супер-ресурс так и не был создан, а каждое ведомство по отдельности развивало свои реестры и онлайн-услуги. После Евромайдана в рамках реформ снова вернулись к этой теме. Но за прошлый год разговоров было больше, чем реальных действий. Только в середине этого года IT-волонтеры начали запуск онлайн-услуг местной власти. Так, в середине июня в Днепропетровске и Львове запустили первые электронные админуслуги. Инициаторами этого новшества были IT-директор Приватбанка Дмитрий Дубилет и советник мэра Львова Яника Мерило, члены общественной организации ICT Competence Center, целью которой является помощь чиновникам в переводе государственных услуг в электронную форму. Именно они собрали украинских IT-волонтеров для перевода определенных государственных услуг в электронную форму.

Следует отметить, что для любого портала, предоставляющего онлайн-услуги, важны два момента: идентификация пользователя (вход) и доступ к госреестрам либо административным органам, которые будут получать запрос от граждан и выдавать ответ на него (выход). Решение первой проблемы предложил Дубилет, который внедрил систему Банк-ID (пока что этой опцией могут воспользоваться клиенты ПриватБанка, Ощадбанка и еще 7 финучреждений).

Кроме этого, рассматривается вариант еще одного входа — MobileID — через мобильный телефон. В середине сентября "Киевстар" провел демонстрационный запуск этой услуги во Львове. Мобильный оператор предупредил, что абоненту придется купить новую SIM-карту, при этом номер можно будет оставить прежний. В результате гражданин, вводя только PIN своего MobileID, получит доступ к госуслугам, сможет использовать электронную цифровую подпись, подтверждать банковские и другие транзакции. Однако для использования данной идентификации в обычном режиме, по словам главы "Киевстара" Петра Чернышова, потребуется содействие отдельных ведомств.

В Украине почти 1200 админуслуг

Фактически основными локомотивами по диджитализации админуслуг стали Днепропетровск и Львов.

Сейчас в электронном формате жители Львова могут получить заверенные копии решений горсовета, исполкома и распоряжений мэра; справки о пребывании на квартирном учете, справки о несудимости (МВД), о доходах (ГФС) и еще 8 справок и разрешений. Кстати, в горсовете сообщают, что чуть более половины львовян, пользовавшихся e-услугами, остались довольны ними.

Но больше всего e-услуг запустили на портале iGov.org.ua. Сейчас на нем доступны 93 админуслуги в онлайн-режиме. Всего же в Украине более 1100 услуг, предоставляемых органами власти.


 

Большинство услуг на iGov рассчитаны исключительно для жителей Днепропетровска (на осень планировали выходить на другие города области), где в обладминистрации Дмитрий Дубилет нашел полную поддержку. "Есть команда губернатора Резниченко, чтобы все делалось быстро и не создавать никаких препятствий на пути программистов-волонтеров", — пояснил советник главы Днепропетровской ОГА по вопросам региональных реформ Юрий Голик.

К базовым услугам (19 для бизнеса и 1 для граждан) на этом портале подключены практически все регионы Украины.

На прошлой неделе разработчики iGov, запустив такое большое количество услуг, решили сосредоточиться на их качестве. "Формируем службу поддержки, которая будет отвечать на вопросы и жалобы граждан. Находим волонтеров, которые будут контролировать тайминг каждой заявки на iGov. Если чиновники по какой-то причине затягивают с отработкой — связываемся, просим, помогаем", — написал Дубилет в Facebook.

Следует отметить, что все e-услуги на iGov можно условно поделить на выдачу справок/выписок местных властей, перенаправление на реестры центральных органов власти (например, Госгеокадастр) и своего рода предподачу документов (по принципу подачи документов на визу). Если в первом случае не нужно даже ходить за справкой, то в последнем следует выслать сканы всех необходимых документов, заполнить анкету и прийти в госорган для подачи оригиналов. В данном случае существенно сокращается время на обработку данных и количество визитов граждан к чиновникам.

Как рассказал Юрий Голик, раньше для получения загранпаспорта нужно было минимум четыре раза посетить Миграционную службу. Сейчас же планируют сделать так, чтобы нужно было приходить только за уже готовым паспортом.

Кроме Днепропетровска и Львова, самостоятельно пытаются диджитализировать админуслуги и в других городах. Так, например, в Луцке уже можно получить 8 видов справок в электронной форме. А вот столица, например, отстает в этом плане — всего лишь шесть услуг.

Но тут кроме количества услуг важно еще и проводить информирование граждан о новых возможностях. Кстати, онлайн-услугой по оформлению субсидий воспользовалось более тысячи жителей Днепропетровска и только 25 киевлян. Международные доноры также отмечают проблему в информировании и доступности e-услуг. USAID выдал грант Украинскому образовательному центру реформ, который через сеть библиотек будет обучать и помогать в оформлении онлайн-запросов для получения административной услуги (в основном это рассчитано на старшее поколение).

Государство vs. e-услуги

Одна из наиболее популярных услуг на iGov — это регистрация автомобиля с пробегом. Она доступна пока только для жителей Днепропетровска и Киева. Как рассказал советник главы Днепропетровской ОГА, эта услуга была внедрена в основном благодаря "смелости руководства МВД в области", так как законодательство не предусматривает вообще электронной подачи документов.

Активисты надеются, что решить эту проблему сможет законопроект №2984, который расширяет полномочия органов местного самоуправления и совершенствует процедуры предоставления административных услуг в электронной форме. Речь идет о действующем законе об админуслугах, в котором IT-волонтеры предлагают расширить норму о предоставлении услуг единым порталом: услуги в электронной форме предоставляются через единый портал и/или другие порталы органов власти, интегрированные с единым.

Пока же некоторые ведомства не спешат идти на контакт с IT-волонтерами. Например, справку о несудимости в онлайн-режиме можно получить только в двух городах — Днепропетровске и Львове. Хотя она достаточно затребована: в Днепропетровске через iGov заказали почти тысячу таких справок.

Позиция Кабинета министров относительно админуслуг состоит в том, чтобы сократить их общее количество. А относительно диджитализации, правительство призывает местные власти так создавать порталы по предоставлению услуг в электронной форме, чтобы они были совместимыми с ведомственными реестрами.

"Есть люди, которые считают, что все должно осуществляться с помощью одного портала. Я поддерживаю позицию других людей — с помощью многих порталов, но главное условие — чтобы все площадки были совместимые друг с другом. И все наши госучреждения и ведомства должны подписать меморандум или принять новый закон об обмене данных, и чтобы эти данные хранились в совместимых базах, а не на одном портале", — пояснил Delo.UA замминистра юстиции Гия Гецадзе.

Среди ведомств именно Минюст лидирует по открытию электронного доступа к своим ресурсам. На сегодняшний день открыты 9 реестров, находящихся в ведении Минюста. Некоторые из них бесплатные (реестр судебных решений и реестр юр- и физлиц), за другие придется заплатить (17-48 грн за один запрос). На днях был открыт доступ к поиску недвижимости по конкретному лицу, что должно помочь журналистам в поиске квартир и домов чиновников.

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»