• Посилання скопійовано

Арифметика від МВФ. Податкова реформа очима кредитора

В оновленому меморандумі Київ підтвердив свої наміри скасувати пільги для аграріїв і реформувати єдиний соціальний внесок

В обновленном меморандуме Киев подтвердил свои намерения отменить льготы для аграриев и реформировать единый социальный взнос - ЕСВ.

К тому же, в меморандуме появились расчеты, как это скажется на бюджете.

Скажется якобы положительно: отмена льгот для аграриев увеличит поступления в бюджет на 0,3% ВВП, реформа ЕСВ - на 0,5% ВВП.

Все это обсуждается не первый год. До сих пор вопрос отмены льгот традиционно упирался в аграрное лобби, а реформа ЕСВ - в отсутствие компенсаторов.

Сейчас Минфин готовит очередной проект поправок в Налоговый кодекс и просчитывает разные модели реформирования налоговой системы. Документ нужно закончить до осени и в сентябре подать в парламент.

Одним только меморандумом работа Минфина с фондом не ограничилась. По данным источников ЭП, в конце июля - начале августа в министерстве находилась техническая миссия фонда. Она подготовила свои рекомендации по поводу того, что и как можно поменять в украинской налоговой системе.

Почему эти рекомендации важны? Потому что вводные от фонда могут превратиться в дорожную карту для украинского правительства. Так уже было.

В ноябре 2013 года в руки журналистов попала увесистая папка документов о том, как лучше реформировать налоговую систему. Расчеты и прогнозы делали эксперты Международного валютного фонда. Выглядели они солидно - много табличек и ссылок на международный опыт.

Тогда появление рекомендаций фонда совпало с периодом, когда власть активно обсуждала будущие налоговые новации - запуск трансфертного ценообразования, введение налога с оборота, ревизию льгот.

Идеи Миндоходов натыкались на сопротивление бизнеса, и советы МВФ стали подспорьем для тогдашнего министра доходов и сборов Александра Клименко.

Они служили контраргументом в спорах со строптивым бизнесом и давали понимание экономических последствий. Часть задумок Клименко удалось реализовать, от некоторых пришлось отказаться, или он просто не успел.

Сейчас ситуация повторяется. В канун очередной волны налоговых изменений фонд предоставляет свои рекомендации Минфину. Они касаются не только аграриев и ЕСВ, но и упрощенной системы налогообложения и других налогов.

Чтобы выяснить, что советуют кредиторы, ЭП пообщалась с замминистра финансов Еленой Макеевой, руководством ГФС и источниками в правительстве.

МВФ поспел всюду

"Приехали. Такие все серьезные. Постоянно что-то запрашивают, совещаются. Нет ни одной свободной минутки", - шутливо описал свои впечатления от работы с миссией собеседник ЭП из аппарата правительства.

Выводы технической миссии МВФ имеют рекомендационный характер. Это вовсе не означает, отмечает Макеева, что они подлежат обязательному выполнению.

По ее словам, изучение отдельных вопросов налогообложения было инициативой украинской стороны. Кроме того, миссия МВФ провела консультации с авторами отдельных налоговых новаций и с представителями бизнеса. "Это был открытый диалог, где каждый мог аргументировать и апеллировать", - заверяет она.

Основные рекомендации фонда касаются налога на прибыль, единого социального взноса, системы налогообложения малого бизнеса.

Эксперты МВФ обращают внимание на то, что в Украине очень высокая доля теневой экономики. По данным МЭРТ, она составляет 42%, по оценкам Мирового банка - 49,7%. Причины - высокий уровень налогообложения зарплаты, возможность законным путем уклоняться от уплаты налогов, отсутствие проверок.

Сейчас действует мораторий на проверки бизнеса. Фонд рекомендует его отменить, поскольку это способствует росту теневой экономики.

Трансформация законодательства по данным направлениям не гарантирует быстро выхода предпринимателей из тени. В Грузии, говорит замминистра, после снижения налоговой нагрузки бизнес не выходил "на свет" еще год.

Эксперты МВФ работали не только с Минфином. "В ГФС работала отдельная техническая миссия МВФ. Она занималась вопросами администрирования налогов. Также с экспертами МВФ мы отрабатывали имплементацию положений реформы госслужбы", - сказал ЭП глава ГФС Роман Насиров.

Финальные выводы миссии ГФС ожидает через две недели. По словам чиновника, одно из согласованных с МВФ начинаний в рамках реформы - создание центров аудита ГФС по всей Украине. Сделать это планируется до конца 2015 года, "чтобы с начала 2016 года бизнес и ГФС получили совершенно новый процесс аудита".

Что рекомендует фонд

Основные советы кредитора заключаются в следующем.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения была введена в 1998 году указом президента. Плательщиками единого налога могли быть как юридические, так и физические лица с годовой выручкой до 250 тыс грн.

Для физлиц ставку устанавливали местные советы: до 200 грн с доплатой 50% единого налога за каждого сотрудника. Для юрлиц ставка составляла 6% от объема выручки. Были ограничения на виды деятельности.

Через год условия пересмотрели. Для физлиц годовая выручка увеличилась до 500 тыс грн, для юрлиц - до 1 млн грн. Повысились и ставки: 6% с НДС или 10% без НДС. В таком виде упрощенная система существовала десять лет.

С 2011 года началась ее модернизация. Сперва появилось четыре группы. Первая-третья - для физлиц с максимальной годовой выручкой до 3 млн грн и фиксированными ставками налога, четвертая - для юрлиц с выручкой до 5 млн грн и ставками 3% без НДС и 5% с НДС.

Уже через год количество групп возросло вместе с повышением максимального объема выручки до 20 млн грн. С тех пор правила менялись ежегодно.

Cейчас упрощенная система включает четыре группы. Ее доля в доходах бюджета - 1,6% или 7 млрд грн. Ко второй и третьей группам плательщиков относится 905 195 СПД, из которых 80% - физлица. Юрлиц - 161 800.

По оценкам МВФ, средняя налоговая нагрузка у СПД в 13 раз ниже по сравнению с нагрузкой на фонд заработной платы наемных сотрудников. Эксперты фонда говорят, что упрощенная система - это законный способ минимизации налогов. Многие работают на ней только для того, чтобы не платить высокий ЕСВ.

"Бизнесмены открыто говорят об этом. По сравнению с общей системой налогообложения для них взносы ЕСВ символические", - объясняет источник ЭП из правительства мотивацию, по которой рекомендуется изменить "упрощенку".

Что советует фонд?

Первую группу - физлица с объемом дохода до 300 тыс грн - не трогать.

Ко второй группе фонд рекомендует отнести физлиц с доходом от 300 тыс грн до 2 млн грн. В этом случае налогооблагаемая база для них будет рассчитывается путем кассового метода: доходы минус расходы. С разницы уплачивается НДФЛ и ЕСВ. Остается чистый доход, который можно считать зарплатой.

Закон предполагает для ЕСВ так называемый кэп, порог дохода, выше которого налог не начисляется. Сейчас он составляет 17 минимальных зарплат - 20 706 грн. Фонд рекомендует поднять его до 25 минимальных зарплат - 30 450 грн.

Среди рекомендаций фонда - перевод всех юрлиц на общую систему налогообложения. Чтоб избавить их от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, предлагается считать их новыми предприятиями.

В понимании фонда эти компании должны быть плательщиками НДС. Порог по объему налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС предлагается увеличить с 1 млн грн до 2 млн грн.

По предварительным расчетам международных экспертов, такая трансформация упрощенной системы позволит привлечь в бюджет в 2016 году 16,3-32 млрд грн.

ЕСВ и НДФЛ

Реформу упрощенной системы налогообложения нельзя рассматривать в отрыве от снижения ставок ЕСВ, говорится в отчете фонда.

Высокая ставка ЕСВ - основная причина, по которой предприниматели уходят в тень или используют упрощенную систему налогообложения. Предложение следующее: сначала нужно пересмотреть единый налог, а потом снижать ЕСВ.

По словам Макеевой, обсуждался вариант реформирования ЕСВ и налога на доходы физлиц путем их объединения с понижением ставки до 29%. Обязательное условие модели - бруттизация существующего уровня зарплаты, то есть перераспределение отчислений в Пенсионный фонд с юрлиц на физлица.

Она предполагает повышение зарплат предприятиями, которые платят минимальные зарплаты, до определенного уровня. Если же бруттизация не будет произведена, то предприятие не сможет воспользоваться сниженной ставкой.

Фонд видит риск в том, что часть компаний перейдет на новую модель, а часть останется на действующей. В результате будет две модели уплаты налога, что нельзя расценивать как признак упрощения или улучшения чего-либо.

Кроме того, согласно расчетам фонда, самым богатым не выгодно переходить на новую модель - они будут платить больше, чем сейчас. В связи с этим МВФ рекомендует оставить прогрессивную шкалу НДФЛ и снизить ЕСВ до 28% с максимальным порогом начисления в размере 25 минимальных зарплат.

Любой сценарий снижения ЕСВ - это потери для бюджета, которые могут достигнуть 70 млрд грн. Нужны компенсаторы. Как правило, в европейских странах компенсаторами служит повышение непрямых налогов - акцизов и НДС.

В украинских реалиях это отмена спецрежима по ПДВ для аграриев и постепенное повышение акцизов. Возможно, повышение на 1% НДС или введение еще одной ставки НДФЛ для богатых в размере 25%.

Фонд не делает особых акцентов на том, что повышать в большей мере - адвалорные ставки акцизов на табак или специфические.

"От себя могу сказать, что с точки зрения наполнения бюджета больший эффект дает повышение специфических ставок. С другой стороны, адвалорные ставки касаются сегмента дорогих сигарет, которые покупают обеспеченные люди. Есть смысл в том, чтоб богатые платили больше", - говорит Макеева.

Налог на прибыль

В Украине поступления от налога на прибыль составляют 2,6% ВВП, в Грузии - 3,6%, в Казахстане - 9,1%. То есть по сравнению с другими государствами в Украине налоговая нагрузка на прибыль низкая.

По информации источников ЭП, украинские чиновники обсуждали с экспертами фонда возможность перехода на эстонскую модель налогообложения прибыли. Она предполагает введение налога на распределенную прибыль. Налог платится лишь в случае выплаты дивидендов, что стимулирует реинвестирование прибыли.

Однако с учетом низкой ставки налога на прибыль и накопленных переплат, полагают в МВФ, ведение этой модели снизит налоговые поступления. Кроме того, эстонская модель - это далеко не упрощение, уверена Макеева.

"В эстонской модели есть обязательство ежеквартально рассчитывать "условно распределенную прибыль".

К ней относятся расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, или не подтвержденные первичными документами, а также представительские расходы. А администрирование этого налога предполагает возврат проверок бизнеса, поскольку надо будет вести налоговый учет таких расходов отдельно от бухгалтерского", - объясняет замминистра.

При этом фонд предлагает вернуть в Налоговый кодекс норму о том, что налогом на прибыль должны облагаться только затраты, связанные с хозяйственной деятельностью. В целом фонд рекомендует раздел по налогу на прибыль кодекса сильно не менять, поскольку он полгода назад был полностью переписан и не вызывает критики со стороны бизнеса.

Взрывоопасные советы

В целом, советы фонда сводятся к окончательной зачистке льгот. В этот раз он предлагает Украине наступить на самые опасные грабли. Если Минфин последует его советам, еще одной волной лоббистких разборок в парламенте не обойдется.

В неформальных разговорах представители бизнеса отмечают: если тронуть "упрощенку" и аграриев одновременно, то массовые протесты - неизбежность.

Фондом руководит лишь желание сократить дефицит бюджета, говорит исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук.

"Не думаю, что у них есть шанс. Осенью будут выборы. Люди получат платежки с повышенными тарифами. Найдутся доброжелатели, которые поднимут тему дефолта. На фоне этого Минфин выходит с усилением налоговой нагрузки на малый бизнес. Такой шаг - самоубийство", - отмечает аналитик.

По его мнению, определенное пополнение бюджета произойдет, но это будет разовый эффект, исключительно фискальный. Отмена льгот, в свою очередь, простимулирует бизнес к поиску новых схем уклонения от уплаты налогов.

 

Джерело: Економічна правда

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»