• Посилання скопійовано

Мінфін vs парламент: 5 переваг двох проектів податкової реформи

Вже до кінця листопада на розгляд парламенту мають подати два варіанта податкової реформи: від Мінфіну та парламенту. Про переваги кожного із своїх проектів розповідають Олена Макеєва і Ніна Южаніна

Мінфін vs парламент: 5 переваг двох проектів податкової реформи

Впервые свои проекты налоговой реформы Министерство финансов и Налоговый комитет Верховной рады презентовали еще в сентябре. Подробнее здесь и здесь.

Однако ни один из них не был признан совершенным с точки зрения Национального совета реформ при президенте Украины и не получил одобрения Международного валютного фонда. В ходе обсуждения стало очевидным, что оба документа не решают существующих проблем фискальной системы. Каждым из них предлагались изменения налоговых ставок, но не затрагивалось администрирование налогов. Поэтому оба проекта были отправлены на доработку с целью создания некой единой модели, отвечающей нынешним экономическим реалиям страны.

За два месяца авторы каждого из проектов так и не смогли достичь консенсуса, и совместная концепция не была разработана. 21 октября Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, презентовала свой второй проект налоговой реформы, снова не нашедший поддержки со стороны МВФ. Но все-таки 26 октября в Раде был уже зарегистрирован проект закона №3357 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации. По информации пресс-службы Южаниной, рассмотрение проекта закона в сессионном зале и голосование в первом чтении запланировано на 24 ноября.

13 октября заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы Минфина будет готов к ноябрю. Ведомство презентовало его на прошлой неделе очень ограниченному кругу лиц – министрам и их замам. Источник сообщил, что в проекте со времени первой презентации ничего существенно не изменилось, но он может быть еще изрядно доработан. 

Forbes попросил Елену Макееву и Нину Южанину выбрать по пять главных преимуществ своих проектов налоговой реформы и рассказать, почему именно их вариант более предпочтителен для Украины на данном этапе ее развития.

 

Елена Макеева, замминистра финансов

5 преимуществ налоговой реформы Минфина

1. Комплексный подход

Важно отметить, что Министерство финансов впервые комплексно подошло к разработке налоговой реформы. Мы провели 14 индустриальных платформ – встреч с различными индустриями, на которых обсудили специфику и проблемы в каждой отрасли. Дополнительно провели шесть открытых платформ, где вместе с общественностью обсудили 14 различных налоговых моделей. Кроме того, на каждом заседании целевой команды, а их было всего 12, мы презентовали результаты индустриальных и открытых платформ, и обсуждали вопросы налоговой реформы. Национальный диалог также прошел во Львове, Харькове и Днепропетровске. Нам удалось вовлечь в дискуссию большое количество профессиональных организаций, профильных ассоциаций, представителей бизнеса, правительства, депутатского корпуса и гражданского общества – и это определенно наше преимущество. В результате дискуссии мы просчитали и проанализировали около 20 возможных налоговых моделей. Приоритеты налоговой реформы впервые обозначил сам бизнес, и именно на эти приоритеты мы опирались в разработке реформы. Модель налоговой реформы, представленная министром финансов, это как раз результат широкого обсуждения будущей налоговой реформы со всеми заинтересованными лицами.

2. Снижение налоговой нагрузки на зарплату

Наша модель предполагает снижение налоговой нагрузки как для сотрудника, так и для работодателя, и будет проводиться в два этапа.

Первый этап – за счет предоставления налоговой социальной льготы работникам в размере одной минимальной зарплаты, независимо от уровня дохода, а также за счет отмены ЕСВ, который уплачивается работником, снизится налоговая нагрузка, и, как результат, люди будут получать больше денег. Не надо забывать, что социальные стандарты в 2016 году увеличатся на 12%. Для работодателя налоговое бремя снизится с 41% до 20%, при этом максимальный порог начислений ЕСВ составит 25 мин ЗП. Надо признать, что понижающий коэффициент для ЕСВ, принятый в декабре 2014 года, не сработал из-за обременительных дополнительных условий для работодателя.

Второй этап – введение единого налога на зарплату по ставке 20%, который будет уплачиваться работником с 1 января 2018 года, при этом ЕСВ взнос будет аннулирован. Этот этап непосредственно тесно связан с пенсионной реформой.

Собственно говоря, именно на высокую нагрузку на зарплату жаловались абсолютно все индустрии. И этот показатель, среди прочего, повлиял на низкую оценку Украины в рейтинге Всемирного банка Doing Business, по позиции «Налогообложение».

3. Администрирование налогов и сборов

Ни для кого не секрет, что действующий Налоговый кодекс содержит большое количество неоднозначных норм и коллизий, которые позволяют контролирующим органам манипулировать законодательством, принимая решения не в сторону налогоплательщиков. По сути, норма презумпции невиновности не работает. На протяжении нескольких месяцев в рабочей группе с представителями бизнеса мы провели аудит каждой статьи кодекса и выявили все несоответствия. Мы будем настаивать на новой редакции Налогового кодекса, которая устраняет все эти разночтения. Кроме того, в части администрирования мы предлагаем запретить контролирующим органам проводить пресловутые документальные внеплановые проверки по результатам проверок других налогоплательщиков, и это как раз то, чего ждет от нас сегодня бизнес.

К слову, время, затраченное на администрирование налогов и сборов, это еще один критерий, по которому Украина получила низкую оценку в рейтинге Doing Business. Чем проще и прозрачнее будет процесс администрирования налогов, тем меньше возможностей для коррупции. Мы убеждены, что единая плоская ставка 20% по основным налогам и сборам будет способствовать улучшению администрирования. При этом электронные сервисы не должны прописываться в Налоговом кодексе, это часть сервисной функции ГФС, которая должна перманентно развиваться и не ограничиваться лишь электронным кабинетом налогоплательщика.

4. Инвестиционный налоговый кредит

Плательщики налога на прибыль, которые в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го осуществляли капитальные инвестиции, могут уменьшить свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за отчетный период на сумму инвестиционного налогового кредита, при условии выполнения следующих условий:

  • инвестиции осуществляются путем приобретения или создания материальных активов, подлежащих амортизации;
  • минимальный срок полезного использования таких материальных активов составляет не менее четырех лет;
  • такие материальные активы были введены в эксплуатацию налогоплательщиком в пределах указанных трех лет.

Размер инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль составляет 30% от балансовой стоимости отдельного материального актива или их совокупности, но не более 50% от размера налоговых обязательств за отдельный отчетный период. Таким образом мы предлагаем стимулировать инвестиции в материальные активы как внутренних, так и внешних инвесторов.

5. Справедливость и равенство

В условиях, когда абсолютно все отрасли находятся в тяжелом финансовом состоянии, предоставление льгот и преференций отдельным индустриям будет несправедливым. К тому же бизнес жалуется на налоговые диспропорции между вкладом отрасли в ВВП страны в сравнении с количеством налоговых поступлений. К примеру, вклад сельскохозяйственной отрасли в ВВП составляет около 10%,  но только 1% налоговых поступлений генерируется отраслью, отчасти из-за наличия специального режима НДС и возможности крупных агрохолдингов не платить этот налог в бюджет страны.

В то же время оптовая и розничная торговля, металлургия, транспорт, связь, а также сфера услуг не имеют никаких налоговых преференций, однако генерируют львиную долю налоговых поступлений. Мы предлагаем отказаться от каких-либо налоговых льгот и преференций, каждый должен внести свой вклад в развитие страны, и абсолютно каждая отрасль экономики является для нас важной и приоритетной.

Упрощенная система налогообложения должна остаться преимуществом для микробизнеса, а не возможностью для крупных налогоплательщиков минимизировать налоги. Спрашивается, почему рабочие завода или фабрики легкой промышленности являются штатными сотрудниками и платят все налоги на зарплату, в то время как представители ІТ-индустрии – одни частные предприниматели на едином налоге? Неравные и несправедливые налоговые условия приводят к монополизации отдельными игроками рынка, вытесняя честных налогоплательщиков более низкой ценой.

 

Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

5 преимуществ законопроекта №3357 относительно налоговой либерализации (проект налоговой реформы Налогового комитета ВР)

1. Создание уникальных фискальных условий для развития бизнеса, детенизации и восстановления экономики страны

Стимулирование создания и обновления основных средств, увеличение оборотных средств предприятий через переход к налогообложению распределенной прибыли по ставке 15%.

Удешевление стоимости инвестиций через снижение ставки НДС до 15%.

Уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда через снижение ЕСВ до 20%.

Детенизация экономики – установление общего уровня перераспределения ВВП через бюджет (35–37% от ВВП), который позволяет отказаться от использования распространенных сегодня схем оптимизации уплаты налогов.

Введение бюджетного возмещения в автоматическом режиме для всех сумм НДС подтвержденных СЭА НДС.

Установление моратория на три года по изменению базовых элементов налогов.

2. Новые налоговые возможности для микро- и малого предпринимательства

Внедрение системы налогообложения НДФЛ единоличной деятельности по фиксированному размеру в фактические месяцы ее осуществления без необходимости регистрации предпринимательской деятельности.

Установление особенностей налогообложения НДФЛ на общей системе налогообложения, предусматривающих упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу, минимальные требования к первичным документам, возможность амортизации основных средств, перенос убытков на последующие периоды.;

Отмена драконовских авансовых взносов по результатам деятельности за год.

Предоставление права всем самозанятым лицам самостоятельно для себя определять размер ЕСВ, но не менее минимального страхового взноса.

3. Увеличение реальных доходов населения, увеличение покупательной способности граждан

Увеличение чистых доходов на 10% через снижение ставки НДФЛ до 10%, отмена ЕСВ, удерживаемого из заработной платы работников в размере 3,6%.

Увеличение до 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц порога для налогообложения пенсий (сейчас три минимальных заработных платы).

Удешевление стоимости товаров через снижение ставки НДС до 15%.

Трансформация налоговой социальной льготы в усовершенствованную систему налоговых скидок с учетом годовых доходов всех членов семьи.

4. Новая философия системы администрирования

Переход к новой структуре фискальных органов: налоговые инспекции будут осуществлять только сервисные функции и будут лишены функции налогового контроля (аудит на уровне области).

Создание в государстве единого центра принятия решений в сфере бюджетно-фискальной политики – Министерство финансов – полное нормативное и методологическое обеспечение, анализ и прогноз уплаты налогов, сопровождение баз данных, учет плательщиков и планирование их проверок, предоставление права отмены решений контролирующих органов.

Полноценное внедрение электронного кабинета налогоплательщика.

Создание института налоговых консультантов – помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представлении интересов плательщика в суде и налоговых органах.

5. Борьба с коррупционными проявлениями в контролирующих органах

Введение публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС.

Установление обязанности контролирующего органа по возмещению НДС исключительно в порядке очередности поступления заявлений.

Установление запрета контролирующему органу проверять правильность ведения бухгалтерского учета, полноты определения финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету и формирования показателей финансовой отчетности.

Переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов – второй уровень апелляций перемещается в Министерство финансов.

«Демилитаризация» налогового контроля – ликвидация налоговой милиции и создание нового правоохранительного органа – Службы финансовых расследований – в составе Министерства финансов.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»