• Посилання скопійовано

ПДВ-рахунки - це спроба влади залити пожежу бензином

У складний період країна повинна отримати гроші не від тих, кому зараз погано, а від тих, хто звик у будь-які часи почувати себе добре, - Клименко

ПДВ-рахунки - це спроба влади залити пожежу бензином

Соблазн простых решений часто обманчив: за кажущейся простотой всегда обнаруживаются скрытые последствия, о которых никто не задумался вовремя.

Если поверхностно взглянуть  на предложенные правительством и проголосованные в парламенте изменения в части администрирования НДС, то они кажутся достаточно прогрессивными. Речь идет, в частности, о новой электронной системе администрирования НДС, суть которой – во введении специальных НДС-счетов для бизнеса, а также об изменении критериев для автоматического возмещения НДС.

Электронизация общения плательщика с налоговым инспектором – однозначно, плюс. Это и минимизация коррупционных рисков, и ожидаемое упрощение документооборота, и оперативность администрирования налога.

На первый взгляд, все просто идеально. Но если разобраться в сути реформы этого налога – подчеркну,  самого уязвимого с точки зрения злоупотреблений налога – то ее можно оценить только как опасное легкомыслие руководства Госфиска и поверивших им правительства, парламента и главы государства.

Как, скажите мне, как можно считать «реформой» модель, внедрить которую не решилась ни одна европейская страна? Даже в разгар жесточайшего экономического кризиса. Зачем доставать из-под сукна разработку, от которой разные составы украинского правительства отказывались уже трижды – в 2004, 2006 и 2010 годах?

Специальные НДС-счета, насколько мне известно, сейчас есть только в Азербайджане, и то – в качестве депозита предприятия в Госказначействе. Болгария тоже когда-то пошла на этот эксперимент, но быстро отказалась от этого. Так что, цель этой «реформы» – в том, чтобы догнать и перегнать Азербайджан (при всем уважении к этой замечательной стране – явно не экономического «монстра» на мировой арене)?

В свое время, возглавляя Министерство доходов и сборов,  я также рассматривал эту идею. Но выводы экспертов Миндоходов и независимых аудиторов были однозначны: недостатки такого подхода значительно превышают все возможные выгоды для государства.

Во-первых, специальные счета нарушают базовый принцип свободного предпринимательства. Они очевидно посягают на право частной собственности. По сути, плательщик лишается беспрепятственного доступа к пятой части средств на своем счету. Государство решает, как и на что владелец этих денег должен их тратить. Как это повлияет на инвестиционный климат, догадаться нетрудно.

На практике это означает, что недостаток оборотных средств предприятий, которым посчастливится пережить такую «заботу» властей, будут возмещать кредитами.

Во-вторых, при внедрении этой модели всегда – всегда! – растут потребительские цены. По той простой причине, что объективно возрастают затраты на администрирование. Плюс появляются проценты по краткосрочным кредитам с максимальными ставками. Что делает с затратами бизнес? Включает в цену товара, что логично и естественно.

Сама концепция НДС-счетов порочна. Но при этом украинский вариант оказался хуже всех известных попыток работы по этой схеме. Даже в Азербайджане НДС-счета – это депозиты. У нас же деньги с этих счетов не смогут использовать в своей деятельности ни сам плательщик, ни его банк. То есть пятая часть средств «вынимается» из экономики и крутится вхолостую. Для Украины это значит заморозить около 2,3 млрд гривен ежемесячно. Разве эти суммы были бы лишними для украинских предприятий и экономики в целом?

Бизнес не имеет никакой возможности вернуть себе деньги с такого счета даже в случае закрытия предприятия. Не говоря уже о возврате переплаты. На сегодня, кстати, суммы переплат по НДС достигли 2 млрд гривен, в то время как суммы возмещения падают: на 1 августа остатки не возмещенных плательщикам сумм – более 35 млрд гривен (с начала года рост на 5 млрд гривен при выпущенных в июле ОВГЗ). И несвоевременно возмещенных (просроченных) сумм – еще на 5 млрд гривен (на 1 января было всего лишь 1,6 млрд гривен). Государство, таким образом, наносит ущерб бизнесу дважды – лишает шансов когда-нибудь получить излишние платежи и при этом не отдает того, что обязано.

Ну и, наконец, предложенная в «реформе» формула расчета суммы, вносимой в налоговые накладные. Шесть переменных, каждая из которых – тоже формульная. Очевидно, что для всей это арифметики предприятию придется нанимать отдельного бухгалтера, а Госфиску – создавать, как минимум, новый отдел, а то и департамент.

Чисто теоретически, НДС-счета – это инструмент, предназначенный для сдерживания экономики на пике бурного роста, чтобы сгладить неизбежный переход к обвалу в рамках одного цикла. Но в Украине сегодня этот рычаг воздействия используется не по назначению. Потому что украинская экономика в кризисе, к тому же несет дополнительную нагрузку вследствие военных действий на территории страны. Для меня несомненно, что в данном случае власти пытаются залить пожар бензином. Последствия предугадать несложно.

А вот критерии для получения автоматического возмещения НДС – это явная уступка бизнесу. В общем и целом это хорошо, я всегда поддерживал партнерский формат взаимоотношений. Но, увы, это рискованные уступки.

Например, отмена нормы о средней зарплате и численности работников на предприятии-претенденте на автоматическое возмещение может сослужить недобрую службу его сотрудникам. Ранее вернуть НДС «автоматом» мог работодатель, который платит персоналу в среднем 2,5 минимальной зарплаты, а также имеет в штате не менее 20 сотрудников. То есть были четко определены параметры, характерные для представителя реального сектора экономики. К тому же учтен социальный аспект – эти нормы нужны были, чтобы стимулировать создание рабочих мест и легализацию доходов граждан. Сейчас у работодателя просто пропадает стимул переходить от зарплат «в конвертах» к расчетам со своими сотрудниками «по-белому».

Также удивление вызывает исключение из критериев «автомата» нормы о том, что расхождение между налоговыми накладными получателя возмещения НДС и обязательствами его контрагентов не может превышать 10%. Внесенные в этой части изменения могут открыть путь на «рынок» возмещения фирмам-однодневкам. Я в свое время сделал все, чтобы перекрыть лазейки для «одноразовых» получателей возмещения, занятых, главным образом, не реальной экономической деятельностью, а перекачкой бюджетных средств в частные карманы.

Разумеется, авторы мошеннических схем все это время искали пути и возможности вернуться к практике, по сути, беззастенчивого обворовывания государства. Зачем же сейчас давать им такой шанс?

Итог законодательно принятых налоговых новшеств может быть только один: задыхающаяся от нехватки средств в этот сложный период страна будет нести новые потери, компенсировать которые предложено рядовым гражданам. Я имею в виду так называемый «военный налог», дополнительный сбор с доходов физлиц в размере 1,5%.

Планы сборов по этому налогу, кстати, устанавливаются совершенно невыполнимые для существующего фонда оплаты труда в стране. При нынешней ситуации такой сбор не может дать запланированных 2,9 млрд гривен до конца года. Без резкого роста зарплат и других легальных доходов (во что верится слабо, особенно с учетом корректировки критериев для «автомата») налоговое ведомство соберет, в лучшем случае, 316 млн гривен или около того.

Переложить все тяготы на честных и законопослушных – легальный бизнес и граждан – легкое, но недальновидное решение. На самом деле есть более простые и доступные резервы, которых хватит и для финансирования армии, и для восстановления экономики – за счет детенизации экономики. Необходима системная и  безапелляционная борьба с коррупцией, «конвертами» и прочими налоговыми махинациями. И это можно и нужно делать не изменением законов, а повышением качества функционала. Например, налоговиками на 1 августа упреждено незаконное возмещение НДС в размере всего лишь 500 млн гривен. А это, между прочим, в три (!) раза меньше, чем в прошлом году.

Есть закон о трансфертном ценообразовании. Где решительная борьба с уклонением от налогообложения через офшоры?

Разве нужны новые законы, чтобы упростить документацию, улучшить сервис?

Все это делать сложнее и тяжелее, чем вводить новые налоги. Но делать нужно. В этот сложный период страна должна получить деньги не от тех, кому сейчас плохо. А от тех, кто привык в любые времена чувствовать себя хорошо.

Александр Клименко, 

экс-министр доходов и сборов Украины

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДВ»