• Посилання скопійовано

«Украинское государство будет предоставлять инвесторам сервисную поддержку» — Каськив

Украина уступает странам БРИК в глазах иностранных инвесторов

Дестабилизация мировых рынков не помешала Украине в 2011 году привлекать прямые иностранные инвестиции. Хотя, конечно, значительные объемы этих средств текут в Украину из излюбленных нашими олигархами оффшорных зон. О перспективах привлечения инвестиций в 2012 году в размере $10 млрд, о том какие проекты на эти деньги будут реализованы в стране, а также какая будет роль государства в этих процессах редакции «Минфин» рассказал председатель Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислав Каськив.

«М.Ф»: Различные международные институты и эксперты на фоне политических и экономических рисков очень низко оценивают инвестиционную привлекательность Украины. Как вы оцениваете инвестпривлекательность нашей страны?

В.К.: Она, к сожалению, не очень высокая, на это есть и субъективные и объективные причины. В целом, конъюнктура на мировых инвестиционных рынках такова, что существуют рисковые рынки. К сожалению, они не самые лучшие сейчас, то есть неблагоприятные для привлечения инвестиций, и Украина входит в этот круг. Во-вторых, если говорить о перспективных вложениях для мировых инвесторов, то, конечно, в первую очередь они рассматривают страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай — «МФ»), демонстрирующие стабильные риски и динамику, и положительную административную конъюнктуру.

Несмотря на это все без преувеличения Украина остается перспективным инвестиционным рынком в Европе, у нее лучший потенциал и есть серьезные преимущества для того, чтобы инвесторы посмотрели положительно на Украину, даже в существующих условиях. Прежде всего это связано с экономически-политической стабилизацией, так как появилась устойчивая база для того, чтобы страховать риски. Во-вторых, на фоне общего экономического спада в Европе Украина демонстрирует экономический рост и рост ВВП, уменьшение бюджетного дефицита. И самый важный, наверное, фактор — это то, что Украина на полшага до присоединения к зоне свободной торговли с Евросоюзом. Значительное количество международных компаний, особенно тех, которые задействованы в сфере производства, смотрят с перспективами на Украину, на возможность размещения производства на территории Украины, так как беспошлинная зона с Евросоюзом позволяет улучшать рентабельность.

В целом, все зависит от успеха украинских реформ, мы на них очень рассчитываем. В нашей зоне ответственности инвестиционная реформа, она неплохо продвигается. Мы сейчас работаем с конкретными национальными проектами и конкретными партнерами. Это гораздо эффективнее в условиях кризиса, чем просто говорить об инвестициях.

«М.Ф»: О каких конкретно проектах вы говорите?

В.К.: Обратите внимание, что даже за счет макроэкономической и политической стабилизации, высокого внимания власти к сфере инвестиций нам фактически удалось привлечь более $7 млрд в течение прошлого года. Это чрезвычайно хороший показатель, один из лучших за историю Украины, это при том, что не было крупных приватизационных проектов. Это само по себе хорошо. Если брать серьезную перспективу, то обычно объем привлеченных инвестиций должен быть не менее 10 млрд для того, чтобы поддержать те реформы, которые уже начаты, и именно такую планку надо ставить на 2012 год.

Это можно сделать с помощью инструментов, которые мы создали в прошлом году: «Единое инвестиционное окно» и «Национальные проекты» — на сегодняшний день их уже 14. Для примера, это создание сети индустриальных парков, мусороперерабатывающих заводов, три проекта в аграрной сфере и так далее. Это абсолютно конкретные проекты, подготовленные на высоком уровне, которые имеют самую высокую поддержку со стороны государства. Эти проекты должны обеспечить $3-3,5 млрд в 2012 году, они реализуются по модели государственно-частного партнерства.

От системы персонального сопровождения стратегических инвесторов, которая называется «Единое инвестиционное окно» мы ожидаем примерно $2 млрд.

Именно эти социальные сферы обеспечат нам желаемый объем прямых иностранных инвестиций в 2012 году.

В целом, по рынку все эти процессы должны поддержать хотя бы прошлогодний объем ($7 млрд — «МФ»), такие показатели позволят нам выйти на $10 млрд.

«М.Ф»: Зачем Украине «Единое инвестиционное окно»?

В.К.: Надо понять для начала, что стратегические инвесторы — это в первую очередь не спекулянты, а производители, которые имеют долгосрочную стратегию присутствия на рынках в развитии производства и заинтересованы в том, чтобы работать в Украине. Они ранее искали себе поддержку в лице разного рода лоббистов, высоких чиновников, посредников и так далее. Фактически принято решение о создании «Единого инвестиционного окна» — единого полномочного органа от государства, который будет осуществлять персональное сопровождение стратегических инвесторов на рынке, координировать их деятельность, обеспечивать комфортное продвижение, оказывать всевозможную информацию, сервис, поддержку и так далее. То есть любые инвесторы, которым интересно развиваться в Украине, могут обратиться в этот уполномоченный правительством орган. Государство будет таким образом предоставлять им сервисную поддержку.

«М.Ф»: На каком этапе реализация так называемых «Национальных проектов»?

В.К.: Она уже началась. Сейчас отдельные проекты находятся на финальной стадии подготовки, отдельные проекты уже начали реализацию. Например, «Воздушный экспресс» — строительство скоростного сообщения между Киевом (центральным железнодорожным вокзалом) и аэропортом Борисполь. Кроме того, уже де-факто построены четыре перинатальные центры (центры для сохранения здоровья новорожденных и их матерей- «МФ») в Киеве, Харьковской, Донецкой и Кировоградской областях в рамках проекта «Новая жизнь», открываются ветровые и солнечные станции.

«М.Ф»: Парламент поддерживает эти нововведения?

В.К.: Парламент в целом должен принять закон «Об индустриальных парках Украины», готовится новая редакция закона о «Единственном инвестиционном окне» и закон «О национальных проектах», Инвестиционный кодекс.

Ведомством, которое я возглавляю (Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украине — «МФ») разработан целый ряд законодательных актов. В целом, эту работу я еще начал, возглавляя парламентский подкомитет по инвестициям. В первую очередь хочу сказать о законе «О единственном инвестиционном окне». Почему в первую очередь, потому что это базовый инструментарий для того, чтобы получить все выгоды от присоединения Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом, так как мы после этого формального присоединения сразу дадим возможность международным компаниям размещать производство на территории Украины, в результате чего привлечем инвестиции и радикально их увеличим, создадим рабочие места, новые технологии — это сразу даст экономический эффект от принятия этого закона.

Он уже принят в первом чтении в парламенте, ожидает рассмотрения во втором чтении, думаю это вопрос нескольких дней. Закон «О национальных проектах» находится на рассмотрении в парламенте, закон «О государственном частном партнерстве», соавтором которого я являюсь, принят в прошлом году, сейчас еще нам нужно несколько недель, чтобы создать механизм реализации через Центр государственного частного партнерства. И конечно существует глобальная идея принятия Инвестиционного кодекса, который систематизирует различные законы, которые сегодня рассеяны, в одну логическую простую для использования систему. Мы выступили с этой инициативой о его создании и надеемся, что она будет реализована если не в этом году, то в следующем, потому что это большая работа.

«М.Ф»: За чьи деньги будут реализованы «Национальные проекты»?

В.К.: Президентом определен очень четкий приоритет частных средств бюджетными организациями в рамках реализации «Национальных проектов», со стороны государства будет максимальная поддержка этих проектов. Она проявляется в административной поддержке, также в регулятивной поддержке в целях реализации «Национальных проектов», которые фактически создают новые индустрии или являются точками роста для экономики.

В целом, если взять среднее значение, то со стороны государства «Национальные проекты» будут поддержаны в размере 5-10% финансами или активами, а основной ресурс — это будут частные средства, которые должны прийти в экономику и работать на экономику Украины. Это фактически государственное и частное партнерство, где частному партнеру отдана главная роль.

Интервью подготовила Елена Куцая

Досье:

Место рождения: родился в пгт Мельница-Подольская Тернопольской области.

Образование: в 1997 году окончил исторический факультет Киевского педагогического университета им. Драгоманова. В 2010 году окончил Национальную академию государственного управления при Президенте Украины с дипломом магистра управления общественным развитием.

Карьера:

1990 г. — внештатный корреспондент черновицкой газеты «Молодой Буковинец». В 1991-1992 гг. учился на историческом факультете Черновицкого госуниверситета им. Ю.Федьковича. Оттуда, как отмечено в автобиографии В.Каськива, отчислен по политическим мотивам, поскольку был главой Буковинского студенческого братства и возглавлял студенческое забастовочное движение. Участник студенческой «революции на граните» в Киеве (1990).

1993-1994 гг. — заместитель директора Центрального союза Украинского студенчества и глава фонда развития союза.

1994 г. — член Национального комитета Молодежных организаций.

1995 г. — голова организационного комитета Конгресса молодых реформаторов Центральной и Восточной Европы.

1994-1997 гг. — координатор программ Международного Фонда «Відродження», основным донором которого является известный американский финансист и филантроп Джордж Сорос.

1997-1999 гг. — руководитель Центра развития коммуникаций.

2000 г. — член правления, совладелец ассоциации «Украина – развитие через Интернет». 2000-2001 гг. — внештатный советник Министра экономики Украины.

2001 год — член контактной группы Мирового банка.

В 2004-м — руководитель Координационного центра гражданской кампании «ПОРА».

2005-2006 гг. — штатный, а затем внештатный советник Президента Украины Виктора Ющенко.

С 2005 г. — член наблюдательного совета Международного центра перспективных исследований.

В 2006-м баллотировался в народные депутаты Украины под №3 списка избирательного блока «ПОРА-ПРП». На досрочных парламентских выборах 2007 года получил мандат нардепа по списку блока «Наша Украина — Народная самооборона». Глава подкомитета по вопросам инвестиций и развития Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства.

С 2007-го — глава гражданской организации «Институт политического развития».

2009-2010 гг. — советник Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко по вопросам иностранных инвестиций.

С августа 2010-го — руководитель рабочей группы по национальным проектам Комитета по экономическим реформам при Президенте Украины Викторе Януковиче. С декабря — глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины.

Рубрика: Фінанси і банки/НБУ і банківська система

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «НБУ і банківська система»