• Посилання скопійовано

НБУ між двох вогнів: чому курс гривні не відновлюється

В умовах воєнного конфлікту і відтоку коштів населення НБУ повинен врятувати комерційні банки, не провокуючи інфляцію і не допускаючи махінацій на валютному ринку

НБУ між двох вогнів: чому курс гривні не відновлюється

С начала года гривня уже подешевела примерно на 40%, чем продолжает вселять ужас в украинцев, привыкших к стабильному курсу, который годами был символом уверенности в завтрашнем дне. Граждане с осуждением смотрят на Нацбанк, не всегда задумываясь о природе девальвации. Во-первых, стабильная экономика и стабильный курс — это далеко не одно и то же; во-вторых, свобода действий НБУ на сегодняшний день сильно ограничена обязательствами перед Международным Валютным Фондом, так что влиять на курс путем интервенций уже не получится — не велено.

Стабильность экономического роста и стабильность валюты — это не только разные, но и несовместимые вещи в украинских реалиях, убежден руководитель аналитического подразделения ICU Александр Вальчишен. Отпустив курс, мы сделали выбор в пользу экономического роста, а точнее, МВФ потребовал сделать данный выбор в обмен на дешевый кредит. Отказ от регулирования курса за счет международных резервов был единственным путем для преодоления огромных дисбалансов в экономике.

Но сама по себе девальвация ничего не решает, она просто открывает путь к реформам для правительства, хотя и ценой потерь для значительной части населения. По плану МВФ, гривня должна была после некоторого периода колебаний прийти к своей реальной рыночной стоимости, которая, по оценкам Минфина, составляет около 10,5 грн/долл. А дальше нужно было приступать к совершенно новой денежно-кредитной политике, нацеленной на поддержание нужного уровня инфляции, а не курса. Но пока доллар стоит 12 грн, инфляционное таргетирование откладывается, и виноват в этом не МВФ, и тем более не Нацбанк.

Кто виноват?

По мнению Вальчишена, реальный эффективный курс нацвалюты коррелирует с ценой страховки от дефолта по суверенному долгу (CDS), и когда рынок еврооблигаций успокоится, выровняется и курс. К слову, рекорд стоимости CDS по украинским обязательствам в этом году наблюдался в преддверии Крымского "референдума", и держится с тех пор на стабильно высоком уровне. Рынок не успокоится, пока инвесторы не будут уверены в территориальной целостности Украины.

Колоссальное влияние политических факторов на курс нацвалюты выражается и в более очевидных вещах — напряженная ситуация привела к оттоку средств с банковских счетов. По данным Нацбанка, только за первый квартал 2014 года объем депозитов населения в национальной̆ валюте уменьшился на 32,3 млрд грн, в иностранной — на $3,1 млрд.

Приоритетом НБУ в условиях оттока депозитов стало поддержание ликвидности банков на должном уровне для обеспечения своевременного выполнения обязательств перед вкладчиками. Всего за I квартал объем предоставленных кредитов рефинансирования составил 63,1 млрд грн.

При этом, по словам Наталии Гребеник, члена набсовета Укрэксимбанка и экс-директора департамента монетарной политики НБУ, объективные факторы для девальвации гривни существовали, но такого падения можно было избежать. Одной из причин чрезмерного обесценивания нацвалюты она считает именно небывалый размах рефинансирования коммерческих банков. "Валютный рынок не существует в вакууме, это составляющая часть финансового рынка. И принимая подобные решения, нужно было обратить внимание на другие сегменты этого рынка. А так — мы отдали много денег на рефинансирование, не подумав, как это повлияет на курс", — объясняет Гребеник.

Что делать?

Стоит отметить, что государственная поддержка ликвидности в качестве приоритетной задачи тоже не является изобретением НБУ — это стратегия, подробно описанная в Меморандуме Украины с МВФ об условиях предоставления займа. Другое дело, что меморандум предполагает также усиленный контроль за этим процессом со стороны НБУ совместно с представителями Фонда и Всемирного банка. В частности, предоставляя банкам рефинансирование, НБУ должен иметь гарантию, что полученные средства будут использованы именно для выплат по депозитам, а не для спекуляций на валютном рынке, которые могут привести к расшатыванию курса.

Согласно условиям, прописанным в меморандуме, 35 крупнейших банков обязаны пройти тщательную диагностику под присмотром, доказать свою порядочность и представить жизнеспособный бизнес-план на период до 2016 года. Кроме того, Нацбанк должен будет присматривать за кредитованием крупных бизнес-групп, особенно связанными с ними финучреждениями. Но проверки отнимут не один месяц — результаты диагностики 15 крупнейших банков должны завершиться в июле, следующих 20 — до конца сентября. Но "рука помощи" нужна банкам уже сегодня. Поэтому с начала апреля на время проверок доступа к межбанку НБУ лишил уже 22 финучреждения.

Директор Департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин утверждает, что средневзвешенная ставка рефинансирования сегодня равна 13,79%. Но это, очевидно, "средняя температура по палате", потому что стоимость ресурсов по программе экстренной поддержки соответствует двойной учетной ставке (19%). Следовательно, кому-то рефинансирование доставалось значительно дешевле. Анатолий Гулей, глава Украинской межбанковской валютной биржи считает, что условия оперативного рефинансирования для некоторых банков неподъемны, следовательно, не решают проблему. По его словам, целесообразнее было бы перейти в режим стабилизационных кредитов.

Кроме всего прочего, повышая стоимость кредитов, Нацбанк тормозит кредитование реального сектора, что в перспективе приводит к падению производства. Как отметил Кораблин, чем меньше мы производим, тем больше импортируем, и тем больше зависим от курсовых колебаний.

В этой ситуации главное — как можно скорее минимизировать зависимость рынка от помощи государства, то есть стимулировать население вернуть наличку на депозиты. По мнению Наталии Гребеник, для этого необходимо возродить доверие людей к банкам. А это невозможно без налаженной коммуникации между Нацбанком, исполнительной властью и обществом.

По словам Юрия Полунеева, члена совета НБУ, на то, чтобы уладить проблемы с ликвидностью коммерческих банков, у ЦБ есть 12 месяцев. Стратегию для этого написали аналитики МВФ и Всемирного банка, а вот тактический план Нацбанк должен представить до конца месяца. Что будет дальше — уже тоже расписано. Курс стабилизируется на уровне около 10,5 грн/долл., и при грамотной политике контроля потребительских цен его волатильность уменьшится. Но кардинальное изменение роли НБУ в макроэкономическом регулировании возможно только при условии здорового финансового сектора. По плану, до конца года мы будем жить в условиях 12-16% инфляции при падении промпроизводства, но с 2015 года реформы должны привести к оживлению экономики.

Джерело: Діло

Рубрика: Фінанси і банки/Валюта і цінні папери

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Валюта і цінні папери»