• Посилання скопійовано

Зарплатно-податкові перевірки - нові строки, запити та пояснення: «7 хвилин» з Олександром Смирновим

Як Закон №466 розширив права податкового інспектора? Поговоримо про це



Благодаря принятию Закона №466 мы получили расширение полномочий органов налоговой службы при проведении проверок. Именно об этом мы сейчас с вами и поговорим.

Во-первых, согласно п. 20.1.47 НКУ, налоговые органы при проведении проверок имеют право получать объяснения от работодателей и/или их работников и/или лиц, труд которых используется без документального оформления. О чем это нам должно сказать? В этой части законодатель расширил права налогового органа. И если раньше налоговый инспектор мог задавать вопросы руководителю предприятия или иным должностным лицам, например главному бухгалтеру, по вопросам тех же трудовых отношений, то теперь прямо в Налоговом кодексе предусмотрено право налогового инспектора общаться по данным вопросам с любыми лицами, включая работников и тех лиц, отношения с которыми не оформлены.

Кто эти лица? По сути, это те, которые в момент проверки могут просто находиться на территории предприятия, включая неоформленных работников, стажеров и т.д. Сразу же хочу обратить ваше внимание на то, что такие права, предоставленные налоговой службе, не корреспондируются с нашей обязанностью безусловно отвечать на эти запросы, на их вопросы, отвечать на них устно либо письменно, поскольку мы должны руководствоваться ст. 63 Конституции. Она говорит о том, что мы не несем ответственности за отказ от дачи пояснений в отношении себя и близких родственников. Поэтому, если налоговый инспектор будет ссылаться на п. 20.1.47 НКУ, обратите его внимание, что помимо этого пункта есть еще и ст. 63 Конституции.

Во-вторых, согласно п. 16.1.15 НКУ наши обязанности по отношению к налоговой службе (одна из) -  это обеспечивать предоставление должностными лицами плательщиками налога письменных объяснений по письменному запросу контролирующего органа по вопросам, касающихся предмета проверки и их документального подтверждения. О чем идет речь здесь? Такая норма и существовала в той части, что налоговый орган может направлять нам запросы не только в классическом виде, к которому все уже привыкли, когда запрос из налоговой приходит нам просто без какого либо контроля. А в данном же пункте речь идет о запросах, которые предоставляются непосредственно в период проверки.

Когда проверка уже началась, налоговый инспектор может запросить у нас документы путем вручения запроса в рамках проведения проверки. Так вот из пп. 16.1.15 НКУ следует, что мы обязаны отреагировать на данный запрос и предоставить те документы и ту информацию, которую требуют инспекторы, но в рамках предмета проверки.

Обращаю на это отдельно ваше внимание, потому что если вы изучали законопроект №1210, то ко второму чтению этот пункт выглядел немножко по-другому. В нем не было вот этой ремарки, которая говорит, что вопросы должны касаться предмета проверки. Тут было просто указано, что во время проверки инспектор имеет право, а мы ему обязаны предоставлять любую информацию и любые пояснения. Поэтому этот пункт был уточнен и таким образом теперь все выглядит более-менее нормально с точки зрения остального законодательства.

Должны ли мы предоставлять эти документы? Ответ здесь двоякий. Советую, если вы получите такой запрос в рамках налоговой проверки, изучив перечень, посмотрите какие документы из этот списка могут помочь вашему предприятию, какие могут позитивно повлиять на результаты проверки, а какие негативно. И соответственно работайте с теми документами, которые безусловно позитивно повлияют на результаты проверки.

И еще один момент. Этот момент касается не всех налогов и не всех налогов по исковой давности. Этот пункт касается исключительно двух налогов. Это НДФЛ и военный сбор. Речь идет о пункте 102.1 НКУ. Так же этот пункт обязательно изучите и обратите внимание на то, что в него так же были внесены изменения, которые касаются НДФЛ и военного сбора. А именно законодатель расширил срок давности привлечения к возможной ответственности за неуплату, за не полную уплату данных налогов с трех лет, как мы это уже привыкли 1095 дней, до семи лет. То есть на сегодняшний день мы видим, что законодатель идет по пути увеличения исковой давности персонально к НДФЛ и военному сбору. Наверное имеется ввиду все та же борьба с неоформленным трудом и т.д. Но если ваша компания работает больше трех лет или больше пяти лет, это не будет теперь значить, что вопросы налоговых нарушений в части неуплаты НДФЛ и военного сбора уйдут. Налоговый орган будет иметь возможность поставить эти вопросы до истечения семилетнего срока или 2555 дней.

***

УВАГА!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER. Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Джерело: 7eminar.com

Рубрика: «Дебет-Кредит»/Новини партнерів

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Новини партнерів»