• Посилання скопійовано

Отримали запит від ДПС – як реагувати з 1 січня 2022 року: «7 хвилин» з Олександром Смирновим

Подивившись відео, ви дізнаєтесь про підстави для направлення запиту від ДПС, про підстави для позапланової перевірки, а також як відповісти на запит ДПС



Что сейчас произошло в связи с принятием законопроекта №5600 (Закона №1914-IX)? Обратите внимание на слайд. Это п. 73.3 НКУ - база для подготовки ответов на запросы. Ну и вообще, если вы работаете с запросом, тогда п. 73.3 и ст. 78 - это как раз те пункты, которые нас интересуют при работе с запросами.

Что указано п. 73.3? «Контролюючі органи мають право звернутися до платників податків та інших суб’єктів інформаційних відносин з письмовим запитом про надання інформації, необхідної для виконання покладених на контролюючі органи функцій, завдань та їх документального підтвердження». Могут требовать информацию, документы и все что связано с этим.

Следующий момент. Теперь переходим на следующий слайд и видим абзац 7. А вот именно абзац 7, который был самым распространенным основанием для направления запросов нам с вами, он претерпел определенные изменения. Что теперь в нем сказано?

Обратите внимание, жирным шрифтом выделено то изменение, которое, по сути, произошло. То есть добавили, по сути, всего одно слово, которое в корни поменяло смысл этого запроса. Если раньше было указано, что «за результатом аналізу податкової інформації, отриманої в установленим законом порядку, виявлено факти, які свідчать про порушення…». То есть формулировка была такая: «…які свідчать про порушення….», валютного и т.д. законодательства. Теперь в этом пункте написано: «…які можуть свідчити…». О чем это говорит? Это говорит о том, что предположительно свидетельствует о нарушении валютного и иного законодательства.

То есть вы понимаете, насколько меняет наличие слова «можуть» и отсутствие этого слова. Которые свидетельствуют о нарушении законодательства, мы подразумеваем, что это какие-то фактические данные (это акты сверок, акты проверок, приговоры по уголовным производствам). Это какие-либо фактические данные, которые говорят о том, что мы нарушили законодательство.

Когда мы говорим «можуть свідчити» - это вот мне кажется, что у вас что-то происходит. Поэтому к чему это я? Думаю, что запросов станет больше, потому что желание направить эти запросы станет больше, поскольку теперь есть формулировка «можуть». Соответственно каким-то образом можем посмотреть на то, что запросов может реально стать больше и формулировки их уже будут законодательно обоснованы. То есть ссылка будет идти на именно этот вариант,  и соответственно каким-то образом мы сможем этому противодействовать.

Кстати, написать ответ на такой запрос мы все равно с вами сможем, потому что вот эти обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении нами законодательства, они же ведь все-таки должны быть фактическими. Указание на то, что мы конкретно нарушили, в чем мы подозреваемся или еще какие данные, они должны быть все-таки указаны по факту.

Следующий момент. «Документальні позапланові перевірки» (это пункт 78.1.1 НКУ). В нем указано, что «документальна позапланова перевірка здійснюється, коли отримано податкову інформацію, що свідчить про (можливі) порушення платником податків валютного, податкового та іншого законодавств». Если раньше было указано, что нарушение валютного, налогового и иного законодательства, то теперь указано что валютного, налогового, «законодавства в сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних шляхом фінансування тероризму …». То есть в этот пункт добавили такую формулировку. А это значит, что теперь мы будем получать, вернее можем получать, запросы, в которых может идти речь не о том, что мы нарушили валютное законодательство, не о том, что мы нарушили налоговое законодательство, а о том, что мы подозреваемся в отмывании доходов, полученных приступным путем и возможно финансировании терроризма.

Пункт 78.1.4 касается запросов, связанных с подачей налоговой информации, предоставление недостоверных данных в поданной отчетности, это то, что сразу подает в налоговую информацию, потом сразу нас встречает этим самым запросом. В этом пункте указано, что соответственно запросы такие будут направляться. Но обратите внимание на п. 78.1.4: в нем четко указано, что в запросе, который нам предоставляется, во-первых, он должен быть предоставлен не позднее чем за 15 рабочих дней. И второе, что в этом запросе должны быть указаны обязательно два вида данных: в чем состоит недостоверность данных и ссылка конкретная на налоговую декларацию, что конкретно вы подали и что в этом поданном документе, в этой отчетности, что конкретно там не нравится налоговому инспектору. Только при соблюдении этих трех вещей мы будем говорить о том, что запрос законный и отвечать на него будем в установленный законом срок 15 рабочих дней.

Отвечать или не отвечать на вопросы? Это пишут на каждом прямом эфире. Так что же делать? Давать? Не давать? Мораторий? Не мораторий? На проверку прийти не могут, так может быть не давать эти документы? Или все-таки дать эти документы и таким образом убрать даже вероятную проверку? Модель работы может быть разная. 

Если мы говорим о том, что документы вы готовы не давать, то даю такие рекомендации. Не даете, но все равно отвечаете. Имеется введу текст все равно направляйте, в котором пишите, что вы не даете и почему вы не даете эти документы. Кроме того, отвечайте в установленный срок, то есть в частности 15 рабочих дней, не пропускайте эти сроки, не тяните до последнего дня. Ну и соответственно помните о том, что мораторий на проверки есть. То есть если к вам прийдут на проверку, вы сможете сразу к ней не допускать. Кстати, способом защиты от такого рода проверки, которая стоит под мораторием, является именно недопуск. Поэтому вы должны об этом помнить и не допускать сразу, а не потом говорить в суде, что да мы допустили в принципе, да мы все дали, но вообще-то они не могли к нам прийти. Так вот, если они не могли к вам прийти, то ваша задача не допустить, если кто-то необоснованно к вам приходит, вы же соответственно должны этому противодействовать сразу же.

Если вы сторонник того, чтобы давать документы, то соответственно даете в срок, не пропускаете срок в 15 рабочих дней. Делаете опись этих документов, подробную. Прикладываете все эти документы, там сшиваете, прописываете, пропечатываете и т.д. Направляете в налоговую либо лично, либо через вот эту «скриньку», которая у них там стоит, можете туда вручить, либо отправляете ценным письмом с описью вложения, чтобы было четко и понятно, когда и что в конверте было отправлено в налоговую службу. И если вы дали все документы и всю информацию, которая была указана в запросе, то прийти на проверку к вам законно все равно нельзя, потому что судебная практика говорит о том, что если инспектор попросил 10 документов, а вы 10 документов дали, то оснований прийти к вам на проверку нет.

***

Джерело: 7eminar.com

Рубрика: «Дебет-Кредит»/Новини партнерів

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Новини партнерів»