• Посилання скопійовано

Для виведення бізнесу з «тіні» необхідно фіскалізувати всю інтернет-торгівлю: позиція заступника міністра економіки

За словами Дядюри, всю інтернет-торгівлю в Україні необхідно фіскалізовувати: від окремих магазинів і до великих маркет-плейсів

Для виведення бізнесу з «тіні» необхідно фіскалізувати всю інтернет-торгівлю: позиція заступника міністра економіки

(Матеріал публікується мовою оригіналу)

Украинские бизнесмены будут реже видеть налоговиков у себя в офисах. Как это сделать, рассказал в первой части интервью UBR.ua Игорь Дядюра, замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации.

Он также поделился планами по всеобщей фискализации интернет-торговли и очертил, к каким последствиям это приведет.

 

Какие "быстрые победы" для бизнеса уже есть у Минэкономики?

Победы бывают или глубокие и масштабные, или быстрые. Чтобы было и то, и то вместе, – это довольно редкое явление.

Именно для бизнеса – классно, что мы в прошлом году запустили программные регистраторы расчетных операций (ПРРО).

Уже 170 млн чеков "пробежало" через 47 тыс. программных РРО в феврале 2021 года. Есть независимые разработчики, прекрасные решения, три из них – бесплатные. Мелкий, средний и даже большой бизнес устанавливают себе эти продукты.

Есть уже много решений, когда программные РРО интегрируются с POS-терминалами. Когда карточкой оплачиваешь – покупатель получает интегрированный чек. Платежная часть уходит и в платежную систему, а фискальная, через API, через интерфейс пРРО – "улетает" в налоговую службу. То есть сразу же получается фискализированный чек.

 

Можно считать, что с внедрением РРО вопрос закрыт?

Оставались некоторые несогласованности по этому поводу. Например, "контрольная лента" – хотя она учитывается на сервере налоговой. Отчеты, ненужные штрафы… Все эти вопросы решены со вступлением 10 декабря 2020 года в действие закона №1017-IX.

Существует другая проблема. У нас есть "белый" бизнес, который требовал равных честных справедливых условий, чтобы везде поставили РРО, чтобы была фискализация. Мелкий бизнес протестовал, потому что традиционные старые РРО – это дорого, сложно и много отчетности. Он настаивал, чтобы все было просто и бесплатно.

Получалось так, что и те, и другие что-то требовали от государства, а взаимодействия между ними не было. Нет диалога в бизнес-среде, и это очень плохо.

Пока есть недовольные, я считаю, что вопрос не закрыт. Проблема, которую я вижу, нужно обучать предпринимателей. На YouTube есть образовательные видеоролики от разработчиков пРРО.

Вторая проблема – не вся страна покрыта мобильным интернетом. Поэтому сложно ожидать надежной и быстрой работы программных РРО в местах с плохим покрытием. Но операторы с Министерством цифровой трансформации быстро решают эту проблему.

Еще я считаю, что правительство должно провести разъяснительную информационную компанию. Необходимо объяснить людям, что внедрение пРРО – никакое не давление, а прозрачность и честность.

Смена парадигмы проверки с визитов проверяющих органов на риск-ориентированную автоматизацию, и, конечно же, на наполнение бюджета.

Когда бизнес одновременно требует не устанавливать РРО (на самом деле: требует оставить их "в тени") и при этом уменьшить налоги (например, на оплату труда), то это так не работает.

Хочу привести пример. Во второй половине декабря я болел коронавирусом, работал дистанционно из дома, много всего покупал через интернет: 26 покупок и ни одного фискального чека!

И чего мы хотим? Какие налоги мы стремимся снизить в этой стране? Если говорят, что у нас 30-35% бизнеса "в тени", то давайте его "вытянем" оттуда. Тогда можно будет на такой же процент и налоги снизить.

Мы хотим обеспечить нашим пенсионерам достойную пенсию и не брать деньги у наших партнеров за рубежом (МВФ – ред.). Но для этого нужно, чтобы все работали честно и платили налоги.

Самое первоочередное, что можно сделать прямо сейчас, – это не бегать за каждым магазинчиком и устанавливать ему РРО. Нужно сделать нормальную правильную фискализацию интернет-торговли – все маркет-плейсы, все онлайн-магазины. Для них это совсем несложно.

У тебя есть сайт и все, что нужно. У покупателя – электронный кабинет на этом сайте. В нашей стране с 1 августа 2020 года разрешен не бумажный, а электронный чек.

"Положить" электронный чек в электронный кабинет покупателя –  не проблема. Такую реализацию может сделать каждый магазин максимум за две недели – месяц.

Вопрос – почему не делают? Мой ответ – не потому что сложно, непонятно, нет обучения. А потому, что люди хотят продавать по старинке – бренд один, деньги ушли на другого "фопа", а товар привез вообще третий, какой-то "контрабас" (контрабанду – ред.). Проблема здесь сугубо экономическая.

 

Почему до сих пор этого не сделано?

Когда говорят: "Ты сделай реформу, но так, чтобы никого "не зацепить", то я отвечаю, что так не бывает. Как провести детенизацию тех, кто "сидит" в "тени" – их ведь все равно "зацепишь".

Нужна политическая воля, она есть. Интернет-торговлю вывести в цивилизованное русло несложно. Это во-первых.

Во-вторых, контролировать тех, кто выдает чеки (и какие), а кто – нет, можно дистанционно. Не нужно приходить к предпринимателю в магазин и вгонять его в стресс. Сиди, смотри статистику на серверах своих, критерии рисковые применяй.

Должен быть риск-ориентированный подход, не затратный, не создающий стресс для "белого" бизнеса. У нас в законодательстве много таких норм, которые создают проблемы именно для такой категории предпринимателей.

Ты работаешь честно, пытаешься выполнить все нормы. Но тебе все равно проверяющие найдут какую-то запятую и начислят штрафы. А если ты в "тени" сидишь, то к тебе могут вообще не прийти.

У меня есть история о нелегальной автозаправке на Одесской трассе. Я обратился в налоговую – они ответили "не зарегистрирован как плательщик налога". Естественно – нет, они же "в тени". Посоветовали обратиться в налоговую полицию. Те ответили, что это дело "простой" полиции. Пошел туда, но и там не смог разобраться.

Это я к чему? Проблемы нужно создавать для "черного" и "серого" бизнеса, а "белый" нужно оставить в покое. Это и называется риск-ориентированный подход.

 

Когда е-чеки появятся в "Розетке", "Алло" и у других крупных онлайн-продавцов? Ведь их не так много…

Нужно просто довести этот вопрос до логического завершения. Планировалось, что все заработает в начале этого года, но перенесли на 1 января 2022 года.

Тем не менее, сложная техника и сейчас в интернет должна быть с чеками, а табак и алкоголь продаваться через онлайн не могут. Надеюсь, с нового года е-чеки появятся во всех интернет-магазинах.

Я бы предложил какие-то "плюшки", поощрения для тех, кто это сделает добровольно и досрочно. Например, если у тебя есть РРО, то ты не видишь налоговую вообще – во-первых. Во-вторых, налоговая тебе отчетность собирает и присылает (автомат, конечно, собирает – не сотрудник).

Если все проводишь через РРО, то не ты подаешь отчетность в налоговую, а наоборот – она тебе раз в месяц предоставляет твои же данные.

С декабря 2020 года я так же отвечаю в министерстве за занятость и трудовые отношения. Мы сотрудничаем с профильным комитетом Верховной Рады. Есть законопроекты, принятые "в целом" – появилось понятие "дистанционная работа". Раньше такого не было.

Теперь есть нестандартные формы занятости. Многие его называют "законом для фрилансеров".

 

А как на самом деле?

Я хочу объяснить, что в этом документе нет пунктов, которые требуют от какой-либо группы людей обязательно использовать эту форму занятости.

"Нестандартная форма занятости" означает, что человек может работать без фиксированного заранее графика. Платится единый социальный взнос (ЕСВ) – по отработанным часам. Также по отработанному времени человеку идет стаж, у него есть социальная защита.

Я видел сюжет, когда фрилансер, пишущий музыку, говорит: "Мне это не нужно". У меня есть два комментария. Первый – это ответ на "я сам о себе позабочусь".

Могу сказать, что помощь по безработице получает полмиллиона людей, и среди них есть и молодые. Когда тебе 25 лет, то ты смотришь на мир совсем по-другому, чем когда возникает какая-то болезнь. Или когда 60 лет, пора на пенсию…

Второй – кроме программистов у нас есть другие категории людей, которым это нововведение может быть удобно.

Например, бухгалтер приходит и работает по 40 часов в месяц на одну компанию, на другую и т.д. Он не хочет создавать ФОП (физическое лицо-предпринимателя – ред.) или ООО. Ему удобнее работать в штате и получать весь социальный пакет.

Есть уборщица, которая приходит на работу по своему гибкому графику. Есть другие категории профессий.

Хочу подчеркнуть, потому что сложилось впечатление, что правительство заставляет кого-то перерегистрироваться. Это абсолютно неправда. Просто создана дополнительная возможность для тех, кому это удобно. Если это никому не нужно, то и проблемы нет никакой.

Джерело: UBR

Рубрика: Держрегулювання/Готівковий обіг та каса

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Готівковий обіг та каса»