• Посилання скопійовано

Депутати пішли на поправку: хто і наскільки пропонує змінити держбюджет

Вперше за останні кілька років проект бюджету може бути прийнятий в першому читанні в середині жовтня. Депутати підготувалися грунтовно. До проекту головного фінансового документа країни було подано 1 167 поправок, з них 408 поправок були враховані

Депутати пішли на поправку: хто і наскільки пропонує змінити держбюджет

Депутаты уже определились с правками к документу. Парламентарии подали 1167 предложений на общую сумму в почти 1 триллион гривен, то есть больше, чем вся доходная часть бюджета. Поправки депутатов по своей сути традиционно остаются неизменными и часто носят популистский или лоббистский характер.

Бюджетный комитет Верховной Рады уже дал задание Министерству финансов ко второму чтению найти возможность для увеличения финансирования администрации президента и ряда других органов власти, дать больше денег на нацбезопасность и оборону, не забыта и сфера образования. В свою очередь, доходы казны должны вырасти за счет легализации добычи янтаря, отчислений от Нацбанка и выдачи лицензий 4G.

Подробнее о серьезных и не очень предложениях народных депутатов в материале Натальи Непряхиной.

 

Еще один бюджет Проект бюджета на 2017 год, поданный правительством, как это и предполагает законодательство до 15 сентября, может быть принят парламентом в первом чтении уже сегодня.

"Я разговаривал с премьер-министром, и 20 октября мы должны запланировать как день бюджета. Прошу всех коллег максимально подготовится к этому рассмотрению",- заявил в понедельник на заседании согласительного совета фракций спикер Верховной Рады -  Андрей Парубий.

Депутаты подготовились основательно. К проекту главного финансового документа страны было подано 1167 поправок. Если учесть их все, то понадобиться почти 1 триллион гривен, то есть сумма, больше чем вся доходная часть бюджета-2017 (706,3 миллиарда гривен). По словам первого замглавы комитета по вопросам бюджета Василия Амельченко (РПЛ), 408 поправок были учтены. Остальные -759 - не соответствовали регламентным требованиям по сохранению баланса доходной и расходной части, не имели финансово-экономического обоснования и поэтому их отклонили.

Профильный комитет, по результатам рассмотрения проекта в первом чтении, предлагает утвердить выводы и предложения к документу. Кабмин, на основе этих решений, должен переформатировать бюджет и в течение двух недель вернуть его в парламент для принятия во втором чтении.  На чем настаивают депутаты? Глобально - на усилении парламентского контроля за распределением госгарантий, субвенций, а также на пересмотре правил выхода правительства на рынок заимствований. Проще говоря, если Кабмин решит занять денег свыше установленного бюджетом плана, он должен будет информировать об этом бюджетный комитет Рады. На расширение депутатских полномочий указывает и Счетная палата в своих выводах к проекту бюджета-2017.

Депутаты хотят получить больше полномочий и в части контроля за распределением и использованием средств по большему количеству бюджетных программ, чем изначально предлагал Кабмин. Вместо одной, предусматривающей согласование финансирования на содержание и развитие автомобильных дорог общего пользования, депутаты-члены бюджетного комитета могут получить доступ к распределению средств еще по 11 программам - от строительства жилья для военнослужащих до выделения финансовой поддержки сельхозпроизводителей.

 

Доходное место

Теперь, что касается цифр. В очередной раз возникло непонимание относительно того, куда должны идти деньги от спецконфискации. Депутаты не поддерживают идею Минфина наполнять этими средствами Фонд регионального развития. Дело в том, что этот доход является источником финансирования еще ряда других направлений, в частности, обороны. Правительство на 2017 год, как и в 2016 году, заложило эти средства - 10,5 миллиарда гривен и 7,7 миллиарда гривен соответственно, хотя соответствующий закон так и не принят. В итоге доходы от спецконфискации есть только на бумаге, в реальности же в казну за этого год поступило всего лишь 100 тысяч гривен. "Риски недопоступления конфискованных средств и денег, полученных от реализации имущества, конфискованного по десяти решениями суда за совершение коррупционного правонарушения, в прогнозированной в законопроекте сумме, существенно увеличиваются", - говорит Счетная палата.

В целом, и депутаты, и экономисты палаты говорят о том, что оснований для значительного увеличения доходов нет. В тоже время правительство рассчитывает на их увеличение, по сравнению с 2016 годом, на 17,3%. Оптимизм относительно роста ВВП (Кабмин прогнозирует увеличении ВВП на 3%) - не оправдан, а увеличение доходной части планируется, в первую очередь, за счет инфляции и девальвации. Рисковым является и доход от приватизации в 17,1 миллиарда гривен. Отметим, что эти средства, согласно бюджетному законодательству, идут на погашение дефицита. В последний раз существенные поступления от продажи госимущества - 11 миллиардов гривен - были в 2011 году, когда поступили деньги от приватизации "Укртелекома". В последующем планы так и не были реализованы.

 

Висновки Рахункової палати щодо проекту Держбюджету-2017>>>

Тем не менее, несмотря на риски, депутаты предлагают увеличить доходы бюджета. Например, за счет ренты на добычу янтаря. В проекте бюджета уже была заложен план в 4,2 миллиарда гривен. Депутаты пошли дальше, и предлагают предусмотреть рост доходов до 7 миллиардов гривен. И это при том, что закона, который бы легализировал добычу янтаря, -  нет. В Минфине признают, что пока не видят реального и рабочего механизма. "Пока это только разговоры", - говорит собеседник РБК-Украина в министерстве.

Удивительными кажутся и предложения депутатов по увеличению сумм отчислений от Нацбанка с 41 миллиарда гривен до 45 миллиардов гривен. В 2016 году из запланированных в бюджете 38 миллиардов гривен, НБУ еще ничего не перечислил. Все дело в том, что в НБУ нет наблюдательного совета, и все по причине того, что президент никак не назначит своих представителей. "Мы предлагаем, чтобы балансировка предложений через дополнительные доходы Нацбанка, была согласована с НБУ", - отметил министр финансов Александр Данилюк.

Руководитель Офиса финансового и экономического анализа в Верховной Раде - Виктор Мазярчук - добавляет, что депутаты могут определять любую сумму, однако она не будет соответствовать законодательным нормам. В НБУ уточнили, что у регулятора есть обязательства по формированию резервов, а потом уже отчисления в бюджет. "Точная сумма, которая НБУ будет передана в бюджет, будет установлена исключительно после проведения внешнего аудита по результатам года, - говорит Мазярчук. - НБУ ожидает сумму в размере 35-36 миллиардов гривен, по итогам девяти месяцев, которые он и передаст в бюджет".

Кроме того, увеличить рост доходов парламентарии предлагают и за счет введения платы за пользование госимуществом в составе газораспределительных систем, а также платы от продажи лицензий мобильным операторам на использование 4G.

 

Все в расход

И все же большая часть поправок не о том, где деньги можно заработать, а куда их надо потратить. В первую очередь, речь идет о финансировании органов власти. Так, на финансирование аппарата Верховной Рады, а точнее на осуществление законотворческой деятельности, они хотят добавить 113,8 миллиона гривен, информационно-аналитическое обеспечение - 15,2 миллиона гривен, на финансирование подведомственных СМИ - 10,3 миллиона гривен. На прокурорско-следственную деятельность и работу Специализированной антикоррупционной прокуратуры расходы могут увеличиться более,  чем на 650 миллионов гривен при том, что на эти статьи изначально в проекте бюджета уже заложено почти 5,5 миллиарда гривен.

Предлагают депутаты увеличить и финансирование образовательных, культурных программ, а также расходы на медицину, экологию. Некоторые предложения, на первый взгляд, кажутся странными. Взять хотя бы 3,6 миллиона гривен на реставрацию чердака под учебные помещения Львовской национальной музыкальной академии. Или 7,8 миллиона гривен на погашение долгов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.  В проекте решения комитета заложен точечный рост финансирования таких проектов, как возобновление водных биоресурсов, ведение охотничьего хозяйства (+ 500 миллионов гривен). На внедрение новых и экспериментальных медтехнологий в Академии медицинских наук дополнительно просят почти 830 миллионов гривен при том, что Минфин неоднократно декларировал сокращение финансирования академических структур.

Все указанные выше правки учтены бюджетным комитетом, и ко второму чтению у Минфина есть обязательства их рассмотреть. По ряду других предложений в правительстве еще должны определиться с возможностью и целесообразностью финансирования. Речь идет об увеличении расходов на администрацию президента и, в частности, на авиапредприятие "Украина"; Минэкономразвития - для приобретения лицензионных программных продуктов и развитие туризма. Также необходимо будет увеличить финансирование на СБУ, причем Рада готова сделать небывалый жест, а именно выделить средства "до уровня их потребностей", то есть, дать столько, сколько в СБУ попросят. "Все в сад со своими предложениями на миллиарды, - категорично заявил источник в Минфине. - По нацбезопасности и обороне мы будем держать финансирование в рамках 5% от ВВП, то есть в пределах 129 миллиардов гривен. Потребности в два раза выше. Будем искать баланс".

Не все очевидно с реформированием системы стипендий. Ее депутаты просят еще раз отработать и пересмотреть, хотя, по словам источника РБК-Украина в Минфине, этот вопрос является принципиальным.  Не исключено, что Минфину придется изыскать средства на дополнительную дотацию объединенным территориальным общинам для создания образовательных округов. По оценке первого заместителя исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, цена вопроса - 477 миллионов гривен, так как, в связи с реформой финансирования, без дополнительной финансовой поддержки местные органы не потянут самостоятельно расходы. Еще 2,2 миллиарда гривен могут понадобиться для урегулирования вопроса по компенсации льготного проезда и услуг связи. "Мы предлагаем два варианта - или субвенция, или монетизация этих льгот. У нас наработано два законопроекта, но премьер сказал, что, по плану, на четвертый квартал стоит вопрос подачи инициатив по монетизации льгот", - уточнил Слобожан.

В целом, вся таблица правок к проекту бюджета-2017 - и учтенных, и нет - занимает 353 страницы. Традиционно, из года в год предложения депутатов, вне зависимости от парламентского большинства или созывов, носили и носят откровенно популистский и лоббистский характер. "Депутаты имеют определенный интерес в тех или иных расходах не только с точки зрения лоббизма, но и решения вопросов по своим регионам, мажоритарным округам, - добавляет Мазярчук. - Но есть и откровенный лоббизм. Вспомните, как в прошлом году фракция Радикальной партии просила увеличения расходов на 400 миллионов гривен для ГСЧС на закупку пожарной техники. Безусловно, нужно закупать технику. Но лоббировали в данном случае, потому что один из депутатов является собственником компании, которая производит эти машины".  Стоит отметить, что РПЛ не оставляет попыток и в 2017 году увеличить финансирование по этому направлению. И все же чаще всего поправки сводятся к тому, чтобы за счет госбюджета решить свои депутатские вопросы, проще говоря - выполнить данные во время избирательной кампании обещания не за свой, а за государственный счет.  

РБК-Украина предлагает свой ТОП-10 предложений депутатов. Сразу отметим, что большинство из них учтены не были.   

Джерело: РБК-Україна

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»