• Посилання скопійовано

Що чекає український бізнес через посилення боротьби з розмиванням податкової бази?

В Україні є свій «список офшорів», який також часто змінюється. Що на практиці це буде означати для українського бізнесу?

Що чекає український бізнес через посилення боротьби з розмиванням податкової бази?

Месяц назад Евросоюз расширил с 5 до 15 список государств и территорий, которые не прилагают достаточно усилий для борьбы с отмыванием денег. К отчетности корпораций, ведущих деятельность в таких странах, установлены более жесткие требования. В Украине есть свой «список офшоров», который также часто меняется. Что на практике это будет означать для украинского бизнеса?

В Украине в конце 2018 года тоже обновился список офшорных зон, операции с нерезидентами которых подлежат усиленному финансовому мониторингу, и это конечно же должно учитываться украинским бизнесом. В тоже время, на налогообложение компаний европейский и украинские «черные списки» прямого влияния не имеют. Здесь существуют другие перечни.

Что должны учитывать налогоплательщики, которые совершают контролируемые операции:

Во-первых, надо напомнить, что кроме низконалоговых юрисдикций с 2017 года под контроль ТЦ в Украине попадают и определенные организационно-правовые формы нерезидентов во вполне респектабельных странах, например, Германии, Великобритании или Польше.

Во-вторых, в прошлом году изменился перечень стран, с низкими ставками корпоративного налога (размер налога на прибыль — меньше 13%). Через непродолжительное время и из-за небольшого дипломатического скандала, 6 стран были исключены (Эстония, Латвия, Грузия, Мальта, Венгрия и Болгария). И это создает немало проблем для украинских компаний, составляющих отчетность по ТЦ за 2018 год. Так как им приходится отражать операции с нерезидентами из этих стран, пока те были в списке. Здесь нужно очень внимательно следить за датами исполнения контрактов (переход права собственности, дата оказания услуг), чтобы определить, какие операции считаются контролируемыми.

В-третьих, с 1 января 2019 года ужесточились правила контроля за операциями с номинальными посредниками, так называемыми «компаниями-оболочками» (shell company, англ.), которые не ведут никакой реальной хоздеятельности, и часто используются в экспортно-импортных операциях украинских компаний.

 

Расскажите подробнее о контроле над операциями с компаниями-оболочками?

Согласно пп.39.2.1.5 НКУ, если между украинской компанией и нерезидентом, операции с которым являются контролируемыми, «вставляется» посредник-прокладка, операции все равно подпадают под контроль трансфертного ценообразования, если деятельность такого посредника ведется только на бумаге. Ранее такие правила распространялись только на операции между связанными лицами, а с 2019 года — также если нерезидент зарегистрирован в стране из «низконалогового» списка или его организационно-правовая форма входит в соответствующий перечень.

Такая компания-посредник может быть, как резидентом Украины, так и нерезидентом.

Налоговый кодекс не имеет отдельного термина для таких номинальных посредников, определяя только его характеристики: не выполняет существенных функций, не использует существенных активов и не принимает на себя существенных рисков. Вместе с этим в национальном законодательстве появилось определение «компании-оболочки».

Нацбанк в постановлении №58 касательно проведения банками финансового мониторинга указывает, что «компания-оболочка» — это юридическое лицо-нерезидент, которое не осуществляет фактической хозяйственной деятельности в стране регистрации. Т.е. отсутствуют достаточные активы и/или работники для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности.

Если при небольшой марже за переработку давальческого сырья предприятие выполняет дополнительные функции, несет дополнительные расходы и риски, то это уже совсем не толлинговая схема. И цена оказываемой услуги должна быть гораздо выше. С большой долей вероятности Налоговая не будет рассматривать украинскую компанию как низкофункционального и низкорискового толлингового производителя. Что повлияет на расчет его прибыли.

 

Как налоговая может получить информацию для анализа и контроля?

Изменения 2019 года расширило полномочия налоговиков для проверки трансфертного ценообразования. Помимо общих прав налоговиков (ст. 20 НК и ст.73 НК), в ст.39 Налогового кодекса отдельно прописали право запрашивать иностранные налоговые органы об условиях проведения контролируемой операции и полученном финансовом результате нерезидента (пп.39.5.2.13 НК).

Мало того, запросить информацию могут не только у сторон сделки, но и всех, кому что-либо известно о проведенной операции. Например, украинская аграрная компания экспортирует зерно на условиях CPT (доставка до склада в порту). Но в источниках информации о подобных сделках чаще всего присутствуют условия FOB (товар на борту судна) или цены иностранных бирж. Чтобы их сопоставить, надо получить информацию от тех, кто перевозил, хранил, загружал и проверял качество зерна. А в отдельных случаях и о стоимости фрахта судна.

Поэтому все, кто как-то причастен к контролируемой операции (принимал участие в цепочке поставки), могут получить запрос по ТЦ. И если запрос налоговой соответствует требованиям законодательства, то лучше не отказывать в предоставлении информации, ссылаясь на «неподконтрольность» правилам ТЦ и коммерческую тайну.

Если в течение 15 рабочих дней ГФС не получит информацию, будет организована встречная сверка. То есть налоговики еще раз запросят нужную им информацию, и если не получат ее — то выедут на предприятие и на месте изучат все документы. Чтобы создать комплексную картинку всей цепочки поставки.

Также, контролирующими органами все чаще применяется проведение опроса должностных лиц и работников налогоплательщика, который совершал контролируемые операции. Как правило, такой опрос проводится во время проверки контролируемых операций, но может быть проведен при анализе отчетов о КО и документации по ТЦ. Во время опроса налоговики как раз и собирают информацию о фактических обстоятельствах проведения контролируемой операции: кто чем занимался, с кем контактировал, кто принимал соответствующие управленческие или коммерческие решения. Все это позволяет оценить функциональный профиль компании и установить экономическую суть КО.

 

Что нужно знать, получив запрос от Налоговой?

Прежде всего, помнить, что запрос должен соответствовать требованиям, установленным пп. 73.3 Налогового кодекса. А именно:

  1. подписан руководителем (заместителем) или уполномоченным лицом контролирующего органа (полномочия можно проверить на сайте ГФС),
  2. содержать ссылку на конкретную норму закона, которая служит поводом для запроса,
  3. содержать четкий перечень информации и документов, которые ГФС хочет получить.

На запросе должна быть печать контролирующего органа.

Если запрос соответствует требованиям закона, надо своевременно ответить на вопросы Налоговой.

Но если даже запрос составлен неправильно, его игнорировать нельзя и надо все равно ответить, указав на его неправомерность и аргументировать свою позицию. Гораздо хуже вовсе не отвечать — это прямой путь к внеплановой проверке или встречной сверке.

 

К каким запросам следует быть готовым предприятиям, совершающим контролируемые операции?

Кроме прямо указанного в пп. 39.4.4 НК запроса на документацию по ТЦ можно выделить еще три вида наиболее часто встречающихся запросов в сфере ТЦ.

Первый — после 1 октября года следующего за отчетным (предельного срока подачи отчета по ТЦ) традиционно многие компании получают запросы в порядке мониторинга и контроля подачи отчетности.

В них Налоговая просит предоставить информацию по тем операциям, которые она считает контролируемыми, но по которым отчет не подан или по которым видит расхождения со своими данными, и поэтому ожидает от налогоплательщика пояснения.

Например, часто возникают вопросы из-за расхождения в объемах КО, которые Налоговая рассчитала по таможенным декларациям (где сумма по курсу НБУ на момент оформления декларации) и суммами КО отраженные в отчетах по правилам бухучета. Или вопрос касается переходных операций (в начале или в конце года), таможенное оформление которых проведено в другом отчетном периоде.

Бояться таких запросов не стоит, ведь ГФС фактически помогает вам выполнить вашу работу — проверить и проинспектировать все подконтрольные операции. И чем быстрее предприятием будут исправлены выявленные ошибки, тем меньше финансово оно пострадает. Ведь за несвоевременное декларирование контролируемых операций штраф составляет всего 1 прожиточный минимум трудоспособного лица на 1 января отчетного года (для 2018 года это будет 1762 грн.), а за неподачу отчета — все 300. Поэтому, уточнив свои операции 30 октября компания заплатить примерно 53 тыс. грн. В то же время, если факт не подачи отчета установит контролирующий орган во время проверки — штраф составит 529 тыс. грн.

Но следует помнить, что уточненный отчет можно подавать только пока Налоговая не вышла на проверку.

Второй вид запросов как правило компании получают после сдачи годовой декларации по прибыли предприятий. Налоговики анализируют декларации и обращают внимание, была ли сделана налогоплательщиком 30% корректировка финансового результата определенных хозяйственных операций, предусмотренная пп. 140.5.4 Налогового кодекса. Эти запросы не касаются контролируемых операций, однако обоснование рыночности цены приобретения товаров (работ, услуг) строится на методологии трансфертного ценообразования.

Например, если товар куплен у нерезидента, зарегистрированного в ОАЭ. Но на сумму меньше, чем 10 млн грн. (контролируемый предел операций по ТЦ). Или другой случай, когда предприятие по годовому доходу не достигла 150 млн грн, но совершила операций по купле услуг на 30 млн грн. у нерезидента из Великобритании, зарегистрированного в форме Limited Liability Partnership. У компании есть выбор: увеличить на 30% от фактурной стоимости покупки финрезультат такой сделки, либо доказать по правилам ТЦ, что цена рыночная.

Если налоговая промониторила совершение в отчетном году таких операций и не увидела в годовой декларации соответствующую корректировку — с большой долей вероятности об этом могут спросить у компании. Вот тут затягивать с ответом или формально отписываться точно не стоит. Потому что Налоговая получает право выйти на внеплановую проверку уплаты налога на прибыль (и не в рамках контроля ТЦО). И если в ГФС докажут, что цена покупки завышена, то тогда придется доплатить налог и еще 25% штрафа от этой суммы плюс пеня за каждый день просрочки.

И еще один вид запросов, который в последнее время практикует налоговая. Его компания может получить еще до подачи отчета о КО, а иногда и до завершения отчетного года. В таком запросе контролирующий орган дает понять, что подозревает занижение налоговой базы при совершении контролируемых операций и напоминает, что плательщик может провести самостоятельную корректировку.

Здесь важно напомнить, что при самостоятельном увеличение налоговых обязательств по правилам ТЦ, компания может рассчитать цену контролируемой операции до нижнего (при продажах) или верхнего (при приобретении) предела диапазона цен. А если это сделает Налоговая во время проверки — корректировка будет проведена до медианного значения.

Например, вы продали товар по $50, а на рынке средние цены колеблются в диапазоне $60-80. Тогда вы можете скорректировать цену до $60, а если это сделают налоговики, то сразу до $70. То есть сумма доначислений вырастет сразу вдвое. В итоге это может вылиться в десятки миллионов гривен.

 

Что следует ожидать бизнесу в сфере ТЦО в 2019 году?

Во-первых, усиления работы ГФС в данном направлении. Особенно после окончательного формирования Департамента трансфертного ценообразования и международного налогообложения в структуре новой Налоговой службы.

Во-вторых, повышение возможностей налоговой службы в получении необходимой информации от своих зарубежных коллег, в связи с общемировым трендом усиления налоговой прозрачности и борьбы с офшорами.

Ну и в-третьих, возможное принятие новых законодательных правил касательно трехуровневой отчетности по ТЦО (пострановой отчет, мастер файл и локальный файл), входящая в обязательный минимальный пакет Анти BEPS, который обязалась имплементировать Украина перед ОЕСР.

Джерело: Prostopravo

Рубрика: Держрегулювання/ЗЕД

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ЗЕД»