• Посилання скопійовано

Новий рік можуть перенести на 1 березня

1 березня – це дата, до якої традиційно накопичується особливо велика сума боргів по зарплаті

Новий рік можуть перенести на 1 березня

Был такой стишок когда-то: «Прошла весна, настало лето — спасибо партии за это». А вспомнился он, когда Сергей Арбузов заявил, что «за последние шесть месяцев в Украине прослеживается четкая тенденция к сокращению задолженности по выплате зарплаты — уже на сегодня с марта она уменьшилась почти на 143 млн. грн., или на 13%».

Было это 13 сентября — первый вице-премьер проводил тогда селекторное совещание по вопросам погашения задолженности по заработной плате, уплаты взносов в Пенсионный фонд Украины и легализации занятости. Через неделю, 20 сентября, выступая в парламенте, он вновь сообщил: «Задолженность по предприятиям государственной и другой собственности сократилась на 13%». Только на этот раз даже не отметил, за какой промежуток времени получилось это сокращение. Постеснялся, наверное, сказать депутатам: «За последние шесть месяцев начиная с марта». Потому что могли бы спросить: «А как изменилась задолженность с начала года? А за последние 12 месяцев? И почему вообще правительство выбрало за точку отсчета 1 марта? Разве у нас в этот день власть переменилась?».

На самом деле 1 марта — это дата, к которой традиционно накапливается особенно большая сумма долгов по зарплате. Вот цифры за последние четыре года.

2010 год: на 1 января задолженность составляла 1473 млн., на 1 марта — 1738 млн., на 1 сентября — 1410 млн. Если считать с 1 марта по 1 сентября, получается снижение на 328 млн., хотя за восемь месяцев с начала года — только на 63 млн. Правда, если сравнивать 1 сентября 2010 года с 1 сентября 2009-го (когда долг достигал 1620 млн.), все-таки за 12 месяцев долг сократился заметно — на 210 млн.

2011 год: на 1 января задолженность составила 1218 млн., на 1 марта — 1415 млн., на 1 сентября — 1155 млн. Опять, если считать с 1 марта по 1 сентября, получается снижение на 260 млн., а за восемь месяцев с начала года — только на 63 млн. Но если сравнивать 1 сентября 2011 года с 1 сентября 2010-го, то долг сократился на 255 млн.

2012 год: на 1 января задолженность — 977 млн., на 1 марта — 1070 млн., на 1 сентября — 956 млн. Как видим, страна живет все в том же ритме. С 1 марта по 1 сентября вышло снижение на 114 млн., хотя за восемь месяцев с начала года — только на 21 млн. Если же брать 12 месяцев с 1 сентября 2011-го по 1 сентября 2012-го, то сокращение составило 199 млн.

2013 год: на 1 января задолженность по зарплате составляла 894 млн., на 1 марта — 1103 млн., на 1 сентября — 983 млн. За март-август получилось снижение на 120 млн., хотя за январь-август — впервые за четыре года — вместо снижения произошло увеличение задолженности почти на 89 млн. Если брать промежуток времени 12 месяцев (с 1 сентября 2012-го по 1 сентября 2013-го), то, опять-таки, впервые за четыре года получился рост задолженности почти на 27 млн. Ритм явно сбился: хотя сезонные колебания сохранились, однако тенденция к снижению задолженности (при сравнении через 12 месяцев) сменилась на противоположную.

А теперь представим, что могли чувствовать участники селекторного совещания, которое проводил первый вице-премьер. Естественно, подчиненные Сергея Геннадиевича неудобных вопросов ему не задавали — специалистам это было и не нужно, поскольку они сами знают цифры Госстата. Знают, что сокращение в марте-августе — это, главным образом, сезонный эффект, а не заслуга исполнительной власти, и понимают, что на самом деле в стране впервые за все время власти «регионалов» наблюдается тенденция к росту задолженности по выплате зарплат. И вот, зная и понимая все это, участники совещания слышат слова первого заместителя главы правительства о том, что «в Украине прослеживается четкая тенденция к сокращению задолженности по выплате зарплаты». Причем неслабая такая тенденция — сокращение на 13% всего лишь за полгода…

Если участники совещания ощутили себя массовкой на спектакле, который разыгрывался для публики (например, для Виктора Януковича, журналистов, телезрителей), их должна была восхитить дерзновенность режиссерского замысла. Вместо признания проблемы, существующей по всей стране, Сергей Арбузов представил ситуацию таким образом, будто только лишь «отдельные центральные органы исполнительной власти и местные органы допустили увеличение задолженности», и, как рассказала его пресс-служба, «предложил разобраться с этим на совещании». Чтобы убедить в нешуточности разбирательства, первый вице-премьер даже пригрозил: «Позиция правительства: все руководители, которые допускают такие долги, должны нести за это предусмотренную законодательством ответственность. Поэтому в сегодняшнем совещании принимает участие представитель Генеральной прокуратуры».

Интересно, что правительство будет делать дальше. Попросит ли оно Генпрокуратуру арестовать кризис или хотя бы оштрафовать зиму — именно зимой, напомним, в Украине традиционно растут долги, достигая максимума к 1 марта. Или же перенесет на 1 марта Новый год — чтобы потом хвастаться успехами в борьбе с задолженностью с начала года.

Юрий Вишневский

Джерело: Коментарі

Рубрика: Суспільство і життя/Економіка

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Економіка»