• Посилання скопійовано

У чому плюси кризи для українців

Звичайно, криза - явище негативне, але багато громадян не впадають у відчай і намагаються дивитися на все, що відбувається в країні з оптимізмом

У чому плюси кризи для українців

ПИТАНИЕ. Падение доходов заставило украинцев стать внимательнее с покупками продуктов питания. "В выходные сначала обхожу 2-4 магазина в районе и заглядываю на местный рыночек, так сравниваю цены. Когда нахожу самые низкие цены – покупаю продукт на всю неделю. Это позволяет сэкономить около сотни – вместо 400 грн уходит 250-300 грн. А выбирая товар, впервые начала читать, что написано на этикетке. Оказывается я раньше часто покупала продукты с вредными добавками, а теперь обращаю на это внимание", - поясняет киевлянка Ирина Онищенко. А другая жительница столицы Ольга Юрьева отмечает, что этим летом хочет "поэксплуатировать" семью на даче: "Раз продукты дорожают, значит, нужно сделать свои запасы на зиму. Буду больше выращивать картофеля, морковки, капусты. Думаю, наш сад позволит сэкономить на закупке продуктов хотя бы 30% в месяц уже летом. Да и полезно проводить время всей семьей". Директор компании "ПроАгро" Николай Верницкий соглашается с тем, что украинцы сейчас отказываются от дорогих рыбы, сыров, свинины и предпочитают курицу, овощи, крупы. "В кризис люди начинают питаться более правильно: например, меняют свинину на курицу, самостоятельно делают консервацию, а не покупают готовую, летом будут засаживать на дачах огороды овощами, а некоторые, даже, заведут куриц или другую мелкую живность", – считает аналитик "MPP Consulting" Павел Мельник. Правда те, кто и раньше экономил на еде, сейчас и вовсе вынуждены отказываться от мяса и овощей. "Из зелени мне хватает только на укроп и петрушку", – говорит учитель младших классов Ирина.

ЭКОЛОГИЯ. Рост стоимости бензина привел к тому, что на дорогах больших городов стало меньше автомобилей. "Поток машин снизился на 20-30%, пробок немного. Работать стало проще, - говорит киевский таксист Олег Бондарь. – Знаю, что многие водители, чтобы сэкономить, переходят на газ или возят на работу коллег". В свою очередь, директор "А-95" Сергей Куюн считает целесообразным установку на авто газовых установок, ведь при этом расходы снижаются почти в 2 раза: "Если за литр 95-го заплатите 21 грн, то за газ - уже около 10 грн. Поэтому газовая установка, установленная в машине, скажем, за $450, окупит затраты за год".  "Снижение автопотока положительно отразится на экологии, ведь меньше будет выбросов в атмосферу", – считает Мельник.

ПРИВЫЧКИ. По мнению экспертов, благодаря кризису у украинцев выработается привычка экономить. "В это время люди задумаются о занятиях спортом. То есть вместо того, чтобы ездить на пикник за город на авто и там распивать алкоголь, можно взять напрокат велосипед и покататься семьей в парке. А еще государство сможет сэкономить на ремонте дорог, ведь износ трасс станет меньше", – уточняет Мельник. По его словам, такой подход уже наблюдается в попытках снизить расходы по ЖКХ: "Люди массово устанавливают счетчики на воду, пользуются энергосберегающими лампами и утепляют жилье".

ТУРИЗМ. Привычка экономить, видимо, отразится и на перезагрузке туристических предпочтений. "Наши знакомые и друзья, зарабатывающие в гривне, говорят, что планируют отдыхать этим летом в Одессе или Карпатах, ведь зарубежье уже не по карману. А в нашей семье решили совершить тур по городам Западной Украины", – говорит житель Днепропетровска Олег Кононенко. Таким образом, украинский туризм получит толчок к развитию.

БИЗНЕС. В кризис легче выжить малому и среднему бизнесу, который, в основном, специализируется на обслуживании населения. "Дело в том, что даже в экономически сложные времена люди продолжают покупать медикаменты, стричься, ремонтировать обувь и одежду. Поэтому, как всегда, пользуются спросом услуги кофемашин, кейтеринга, швейных и обувных мастерских, аптек, парикмахерских", – поясняет главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ Андрей Заблоцкий. В свою очередь, Павел Мельник считает, что кризис является хорошим временем для реализации новых стартапов: "Главное условие – нужно найти новую нишу. Например, можно посмотреть, что производят в Китае и есть ли аналогичные компании в Украине. Порог входа в бизнес не должен быть высоким, максимум $30 тыс. Важно, чтобы это было что-то новое и дешевле, чем в среднем по рынку". 

ЖИЛЬЕ И АВТО. В кризис цены на жилье и подержанные автомобили, зафиксированные в валюте, понемногу падают. От этого можно получить выгоду только имея серьезные сбережения в долларах. Правда, таких людей сейчас очень мало. В качестве примера киевский риелтор Максим Ермоленко приводит стоимость "двушки" на Оболони, которая при курсе 8 грн за бакс стоила $80 тыс., а сейчас уже упала до $55-60 тыс. "Поэтому если у людей есть накопления в долларах, они могут выждать, когда рынок недвижимости установит новое дно цен, чтобы потом выгодно купить жилье", - говорит Ермоленко. Правда, когда будет понятна новая ценовая политика, неизвестно. "Пока не завершится война на Востоке и не зафиксируется курс, цены в валюте, особенно на вторичке, могут падать - примерно на 10-20% в этом году", – уточняет аналитик "СВ девелопмент" Сергей Костецкий.

Коновалова Христина

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Суспільство і життя/Економіка

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Економіка»