• Посилання скопійовано

Ліміт каси підприємства. Чи обов'язково його переглядати?

Як встановити ліміт каси і коли слід його переглянути? Яка відповідальність передбачена за те, що ліміт не переглядався?

Ліміт каси підприємства. Чи обов'язково його переглядати?

Требования об установлении лимита кассы на предприятии предусмотрены пунктом 2.7 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г №637. Когда следует пересмотреть установленный лимит? Какая ответственность предусмотрена за то, что лимит не пересматривался?

Как установить лимит кассы?

Лимит кассы – это предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в кассе предприятия на конец рабочего дня (в нерабочее время). Как указано в пункте 5.2. Положения № 637, предприятие самостоятельно своим приказом устанавливает лимит остатка наличных в кассе предприятия. Для расчета лимита используются данные о среднедневных поступлениях наличных в кассу или среднедневной выдаче из нее наличных. Метод расчета определяется по решению руководителя и зависит от специфики  работы предприятия, режима работы, сроков сдачи наличных в банк и прочих факторов. Вновь созданное предприятие или предприятие, которое решило заниматься новым видом деятельности, предусматривающим наличные расчеты, вправе установить лимит кассы на первые три месяца исходя из прогнозных объемов операций с наличными.

Согласно пункту 5.4 Положения № 637, лимит кассы может быть установлен:

- в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не более размера среднедневных поступлений наличных в кассу – для предприятий, у которых срок сдачи выручки – ежедневный или на следующий день после ее поступления в кассу;

- в зависимости от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более пятикратного размера среднедневных поступлений наличных – для предприятий, размещенных в населенных пунктах, где нет банков, со сроком сдачи выручки не реже одного раза в 5 дней;

- не более суммы среднедневной выдачи наличных — для предприятий, лимиты кассы которым устанавливается исходя из фактических расходов наличных  (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов).

Предприятия, у которых соответствующий среднедневный показатель, рассчитанный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не превышает 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн), могут устанавливать лимит кассы в пределах 170 грн.

Если предприятие не установило лимит кассы, такой лимит считается нулевым.

 

Санкции за превышение лимита кассы

Если лимит кассы превышен, к предприятию применяются следующие санкции:

- административная ответственность за нарушение ведения кассовых операций (ст. 164-2 КоАП) – штрафная санкция в размере от 8 до 15 НМДГ (от 186 до 255 грн); при повторном (в течение года) нарушении – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн);

- финансовая ответственность (в соответствии с п. 1 Указа № 436) – в двукратном размере сумм обнаруженной сверхлимитной наличности.

 

Судебная практика

Существует практика проверок, в результате которых контролирующие органы пересчитывают установленный на предприятии лимит кассы и применяют двукратную санкцию к сумме «перелимита», полученной в результате их перерасчетов. В судах предприятиям удается отстоять свою позицию относительно правомерности  применения именно самостоятельно установленного лимита кассы.  В частности,  в постановлении  ВАСУ от 15.09.2014 г. № К/9991/53976/1 суд пришел к выводу, что предприятие может использовать лимит кассы,  установленный в любой период работы.

Например, предприятие установило лимит кассы в 2005 году и использовало его в течение 5 лет. При проверке налоговая инспекция провела перерасчет лимита кассы и подсчитала сумму перелимита исходя из собственных расчетов, применила двукратную санкцию к «виртуальным» сверхлимитным остаткам. Высший административный суд в постановлении  от 15.09.2014 г. № К/9991/53976/1 принял позицию предприятия.

Также следует учесть, что сверхлимитными могут считаться средства, которые внесены как выручка. В постановлении ВАСУ от 11.02.2015г. № К/800/66580/13 суд пришел к выводу,  что наличные денежные средства, внесенные в кассу предприятия от физического лица как финансовая помощь, находились в кассе предприятия и впоследствии были выплачены на заработную плату, сверхлимитными не считаются. 

Другой пример: предприятие приняло в кассу от физического лица возвратную финансовую помощь, которую позднее использовало для выплаты заработной платы. При проверке контролирующие органы посчитали сумму финансовой помощи в составе сверхлимитных остатков и насчитали финансовые санкции. Суд пришел к выводу, что финансовая помощь не может учитываться при расчете сверхлимитных остатков, так как не является выручкой. (Постановление ВАСУ от 11.02.2015 г. № К/800/66580/13). 

Читайте також аналітичну статтю  "Касова дисципліна: що буде суб’єкту господарювання у разі її порушення"

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Держрегулювання/Готівковий обіг та каса

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Готівковий обіг та каса»