• Посилання скопійовано

Бюджет-2015: знайти десять відмінностей

У чому різниця між прийнятим і оприлюдненим законом про бюджет?

Бюджет-2015: знайти десять відмінностей

В последнее время среди представителей власти стало модным озвучивать свою ставку и требовать повышения зарплаты.

Сначала заявления о том, что депутатам не прожить на законный доход, прозвучали от самих парламентариев.

В последний раз об этом заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева с трибуны Верховной Рады.

На вопрос депутата Ивана Крулько, "Батьківщина", о размере своей зарплаты она ответила так.

"Вы же ее заморозили на уровне семи минимальных зарплат. Я не согласна с такой зарплатой. Не согласна ни я, ни правление Нацбанка, ни главы департаментов. Она составляет 10 тыс грн в месяц. Мы не согласны с такой зарплатой, поэтому мы надеемся, что Верховная Рада изменит эти…".

Весьма вероятно, что надежды Гонтаревой оправдаются, и Кабмин или Верховная Рада изменят "эти" и не только эти положения. Один раз ведь уже изменили. Произошло это после принятия госбюджета, но до его обнародования.

ЭП уже писала, что опубликованный документ будет отличаться от принятого. Так и cлучилось. В распоряжении издания оказались подготовленные парламентским комитетом по вопросам бюджета аналитические материалы об этих различиях.

Важное доказательство того, что госбюджет на 2015 год принят с нарушениями, - рассмотрение его без предложений и выводов бюджетного комитета как в первом, так и во втором чтениях. Внесенные в последний момент поправки были известны только премьер-министру и членам правительства.

Об этом пишет первый замглавы комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко, Радикальная партия, спикеру Владимиру Гройсману (текст див. >>>)

Новые пункты и обычные ошибки вместе с отсутствием нужных подзаконных актов делают невозможным выполнение отдельных положений реформ или же ведут к появлению новых схем по уклонению от уплаты налогов.

Неожиданные различия

Итак, в чем разница между принятым и обнародованным законом о бюджете?

1. В размере зарплат госслужащим, судьям, работникам коммунальных и государственных предприятий.

Изначально размер зарплаты госслужащих, кроме сотрудников Антикоррупционного бюро и Нацагентства по вопросам противодействия коррупции, работников государственных и коммунальных предприятий, судей ограничивался 15 размерами минимальных зарплат - 20 670 грн.

Зарплата депутатов и членов правительства, кроме министров, ведомства которых участвуют в АТО, ограничивалась размером должностного оклада.

Сейчас в бюджете этих норм нет. По закону максимальный размер зарплат народных депутатов, членов Кабмина, сотрудников Нацбанка - семь минимальных зарплат - 9 646 грн. В случае сокращения количества сотрудников в ведомстве максимально допустимый уровень - десять "минималок" или 13 780 грн.

"Таким образом утверждена более "мягкая" норма ограничений для народных депутатов и госслужащих и более жесткая для судейского корпуса, сотрудников государственных и коммунальных предприятий", - говорится в материалах.

2. В запрете распоряжаться средствами фонда регионального развития.

Закон восстанавливает отдельную бюджетную программу "Государственный фонд регионального развития" на 3 млрд грн. В связи с этим из окончательного варианта сметы исчезла статья 21 о капитальных расходах бюджета на 2015 год, которые распределяет Кабинет министров.

Параллельно заключительными положениями госбюджета запрещается распределять государственные капитальные расходы и средства фонда регионального развития до внесения изменений в бюджет. Таким образом, без принятия изменений эти расходы будут заморожены.

3. В праве государства не возвращать долги гражданам по судебным решениям.

Статья 23 закона о бюджета разрешает правительству реструктуризировать свои долги по судебным решениям. Для этого больше не требуется согласие взыскателей. Эти слова исключены из окончательной версии бюджета.

Добавлен тезис о том, что до 10% от суммы по указанным решениям будет погашаться за счет реальных денег. Однако соответствующей бюджетной программы и необходимых на это 754,5 млн грн в законе нет.

4. В поручении выделить Киеву средства для расчета по долгам и в увеличении государственных расходов на здравоохранение.

После доработки в бюджете появилось поручение правительству до 15 февраля изыскать 1,9 млрд грн и выделить их столице в виде субвенции на выполнение долговых обязательств. Из нового - поручение увеличить расходы госбюджета на детскую онкологию и гемодиализ, покупку цифровых маммографов.

5. В сжатых сроках по пересмотру тарифов на газ для населения.

Нацкомиссии, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, поручено пересмотреть цены на газ для потребителей уже в первом квартале 2015 года. Такой шаг призван уменьшить дефицит "Нафтогаза Украины", что, к слову, является требованием МВФ.

На НАК, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Бюджет-2015 напустил по части монополии туману. В 2014 году финансовая поддержка монополиста составила 107,7 млрд грн, в том числе за счет выпуска ОВГЗ на 96,6 млрд грн.

Финплан НАК на 2015 год в парламент не подан - традиционно он появляется ближе к середине года. При этом законом предусмотрено увеличение его уставного капитала в 2015 году за счет эмиссии ОВГЗ на 31,5 млрд грн.

Повышение тарифов не отменяет это пополнение. Показатели расходной части бюджета изменились, и эти изменения никоим образом не являются результатом принятых правок в Бюджетный и Налоговый кодексы. Весь документ можна переглянути тут >>>

Налоговые промашки

В аналогичном состоянии находится и новое налоговое законодательство.

В отличие от госбюджета большинство несуразиц новой редакции Налогового кодекса - НК - технические. Однако есть и такие, которые без срочного удаления образуют в бюджете новые дыры. Вот основные из них.

1. Разрекламированного сокращения налогов не получилось. В законе сохранили туристический и парковочный сборы, поэтому вместо обещанного сокращения с 22 до девяти налогов получилось сократить только до одиннадцати.

2. Освобождение от налогообложения ИСИ позволяет по-прежнему уклоняться от уплаты налогов и сохраняет за ИСИ статус "внутренних офшоров".

3. Упразднение авансовых платежей для ИСИ при выплате дивидендов в пользу физлиц также сулит появление новых схем по минимизации налогов.

4. Упразднено положение об учете убытков по операциям с ценными бумагами на протяжении 730 дней. Это может негативно отразиться на поступлениях от налога на прибыль.

5. Уплата ренты не распространяется на добычу ураносодержащих, черных, цветных руд и легирующих металлов. По сути это сужение базы налогообложения и возможные недопоступления в бюджет.

6. Ставка акциза на альтернативное моторное топливо - 99 евро за тыс кг вместо предлагаемых 202 евро за тыс кг. Потери бюджета - около 100 млн грн в год.

Более подробно о налоговых нестыковках сказано в этом документе.

Править не спешат

2015 год стартовал с вялой корректировки реформ. Приняв законопроект №1766 о внесении изменений в Бюджетный кодекс, Верховная Рада исправила некоторые спорные моменты в новом законодательстве. Однако этого мало.

Массовое внесение поправок ожидается до 15 февраля, после отъезда миссии МВФ. Ситуацию усугубляет отсутствие вороха подзаконных актов и разъяснений. Один из примеров - ситуация с финансированием бюджетных учреждений, переданных в рамках децентрализации от министерств к местным бюджетам.

"Перечень учреждений сформирован по областям, однако в нем не определены уровни местных бюджетов, на содержание которых они передаются", - говорится в выводах Ассоциации городов Украины.

В первую очередь, от правительства требуются порядки передачи и финансирования таких учреждений и разъяснения относительно распределения полномочий. Без них эти структуры рискуют оказаться без ресурса. У мэров есть вопросы о налоге на недвижимость и новом сборе с подакцизных товаров.

Депутаты пока выжидают и ответственность за нестыковки в законодательстве предпочитают перекладывать на правительство.

"Я не вижу больших рисков невыполнения доходной части бюджетов всех уровней. Это зона ответственности Минфина. Он полгода с экспертами готовил Бюджетный кодекс. Министерство убеждает нас, что доходная база у местных бюджетов есть. Даже если будут перебои в первые месяцы, то незначительные", - отметил замглавы бюджетного комитета Виктор Кривенко, "Самопоміч".

По его словам, депутаты готовят поправки в закон о госбюджете, Бюджетный и Налоговый кодексы. Однако по бюджету этот процесс неактивный. Все ждут поправок, которые подготовит Минфин. Все изменения, которые предлагали депутаты в декабре, также отправлены в Минфин.

Из более срочного, отмечает Кривенко, изменение БК относительно эксперимента в сфере здравоохранения, который длился последние три года. Парламент может рассмотреть эти поправки уже 3-5 февраля.

"Фракции готовят предложения в НК. Потом они будут вынесены на обсуждение комитетов, а после - в сессионный зал", - объяснил член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Заставный, "Народный фронт".

Еще одна налоговая проблема - отсутствие разъяснений со стороны правительства относительно принятых новшеств. "После принятия бюджета Кабмин проспал момент, когда нужно было объяснить новые нормы, избежав возможных проблем и спекуляций вокруг них", - говорит Заставный.

В канун Нового года депутаты создали видимость бурной деятельности вокруг доработки реформ. По итогам вроде бы горячих споров и нескольких бессонных ночей наиболее спорные нормы остались в том виде, на котором настаивало правительство. Высока вероятность, что так произойдет и в феврале.

Джерело: Економічна правда

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»