• Посилання скопійовано

Спільний транзит: що і як зміниться

Що дадуть нові митні правила? Як митні правила позначаться на цінах?

Спільний транзит: що і як зміниться

Как сообщает UBR, на украинских таможнях должно стать меньше бюрократии. Этому в случае окончательного принятия поспособствует законопроект №9532 «О режиме совместного транзита»: на прошлой неделе Верховная Рада проголосовала за него в первом чтении. Документ призван максимально сблизить украинское таможенное законодательство с европейским, как прописано в Соглашением об ассоциации.

 

Как будет работать

Прежде всего, транзитные упрощения ощутят легальные компании, соблюдающие закон.

Система общего транзита с ЕС подразумевает:

  1. Имплементацию специального программного обеспечения на таможне, что позволит ей работать синхронно с таможнями других европейских стран.
  2. Украина сможет применять европейские транзитные правила, что позволит предприятиям использовать единую таможенную декларацию и единую гарантию для перемещения товаров от своего склада до склада контрагента.
  3. Произойдет существенное ускорение и удешевление движения товаров, от которого выиграют все участники цепи поставок – экспортеры, перевозчики, импортеры.

По словам чиновников, принятие закона позволит уменьшить количество таможенных формальностей, необходимых для контроля за транзитным перемещением.

«Украинская таможня будет получать от коллег из других стран предварительную информацию о грузах еще до пересечения ими украинской границы, что позволит анализировать операции на предмет их рискованности еще до момента прибытия товаров в Украину. Кроме того, это позволит обоснованно определять формы таможенного контроля, тем самым, не задерживая грузы на границе таможенными досмотрами и другими контрольными процедурами», – говорит замминистра финансов Сергей Верланов.

 

Как сейчас работает таможня

Пока таможенные органы Украины не включены в совместные ресурсы и базы данных стран ЕС, позволяющие еще до прибытия товара на границу оценить его степень риска, и сократить сроки таможенного досмотра и оформления. Потому компаниям приходится оформлять разные типы документов, и сталкиваться с массой проволочек.

Процедуры проверки занимают много времени, документы, оформленные по требованиям нормативных актов одной страны, не подходят другой. Все это значительно затягивает процесс таможенного контроля.

«Законопроект призван значительно уменьшить как бюрократическую составляющую при оформлении товаров, так и сократить драгоценное время на движение такого товара от поставщика до заказчика. Украина, согласно позиции ЕС, для получения приглашения к Конвенции о процедуре общего транзита, должна доказать способность выполнять ее условия, в частности, используя в одностороннем порядке до одного года национальный модуль Новой компьютеризированной транзитной системы, которая используется договорными сторонами Конвенции», – отметила в разговоре с UBR.ua старший юрист ЮК «Наказ» Анна Гайдукова.

 

Что дадут новые таможенные правила

По новому законопроекту, упрощения коснутся не конкретных групп товаров, а надежных компаний, с хорошей репутацией. На первом этапе внедрения этой системы предприятия-экспортеры и импортеры будут проходит тщательную проверку своей надежности. После чего те, кто получит разрешение от Таможенной службы на применение специальных льготных режимов, смогут применить целый ряд упрощений и финансовых льгот.

А именно:

  • общая финансовая гарантия с уменьшением размера обеспечения базовой суммы на 50-70%, вплоть до освобождения от гарантии;
  • самостоятельное наложение пломб специального типа;
  • авторизованный грузоотправитель;
  • авторизованный грузополучатель;
  • таможенная декларация с ограниченным объемом данных.

Компаниям, которые использовали схемы контрабанды или «серые схемы» ввоза товаров, из-за новой системы, наоборот, станет сложнее работать.

«Существенно снизятся возможности ввоза контрабанды в Украину. Конкурентоспособность компаний улучшится. Например, потребители получат товары (технику) обеспеченные гарантийным обслуживанием от производителей. Время на таможенное оформление товаров для перевозчиков, которые будут пользоваться льготами, существенно сократится. Когда компании, получат освобождение от фингарантий, это существенно снизит стоимость доставки товаров», – заверила UBR.ua координатор налогового и таможенного комитетов Европейской бизнес ассоциации Наталья Артемчук.

Применение новой процедуры совместного транзита будет распространяться на все товары и всех субъектов хозяйствования. С одной стороны, у таможенников появится возможность для более тщательного автоматизированного контроля за перемещением товаров. С другой – субъекты внешнеэкономической деятельности будут иметь право на получение специальных транзитных упрощений.

«Это будет экономическим стимулом для применения такой транзитной процедуры и стимулом соблюдать закон, чтобы такое упрощение не потерять», – заверила UBR.ua юрист Jurimex Алена Чуйко.

 

Таможенные правила скажутся на ценах

С начала 2019 года количество жалоб на работу украинской Гостаможслужбы немного уменьшилось, говорят эксперты. Однако грузы по-прежнему подолгу простаивают на границе.

Чаще всего задержки связаны с подтверждением таможенной стоимости. Компании указывают свою цену товара, а таможенники называют ее заниженной. Обвиняют бизнес в том, что он хочет уплатить меньше налогов.

«Много вопросов вызывают и грузы, где разные товары идут комплектом, например, зонтики с купальниками. У них разные коды. В которых, кстати, тоже могут быть ошибки, если груз идет, к примеру, из Китая, где этим особо не заморачиваются. Таможенники хоть и обязаны оформлять грузы в течении 4 часов, но у них есть право задерживать товар до 15 дней. Что для поставщиков продуктов питания, например, – недопустимо. Поэтому бизнес соглашается платить пошлину по завышенной таможенной стоимости, а потом оспаривает все в судах. Обычно он выигрывает иски, и переплаченные суммы возвращаются на расчетный счет компании», – рассказала UBR.ua налоговый консультант Александра Томашевская.

Юристы положительно оценивают законопроект, который переводит операции с украинской таможни в единое таможенное пространство ЕС. Такой подход решает главную проблему. Импорт, который уже прошел таможенные процедуры Евросоюза, не сможет считаться рисковым. А подтвержденная европейцами таможенная стоимость будет автоматически приниматься украинской таможней.

Новая система должна быть удобной и практичной, однако заработает не сразу.

«Считаю, это не произойдет автоматически. Это невыгодно нашим таможенникам. Хотя декларация ЕС будет надлежащим и достаточным доводом в пользу налогоплательщиков. Поэтому, со временем, с помощью судов, можно ожидать имплементации правовых норм ЕС украинской таможней. И, соответственно, будет не только ускорение и удешевление движения товаров, но и удешевление импортных товаров в Украине», – сказала UBR.ua руководитель отдела налоговой практики АО «Эм Джи Груп», адвокат Наталья Дубина.

 

Таможенный закон подправят

Об упрощении и удешевлении транзитной процедуры для бизнеса уверенно можно говорить только после присоединения Украины к Новой таможенной транзитной системе (NCTS). А также после отладки оперативного обмена информацией между украинской и европейскими таможнями.

«Украина сможет интегрироваться в общую транзитную систему NCTS, в которой участвуют страны-члены ЕС, ЕАСТ, Турция, Македония и Сербия. Субъекты хозяйствования смогут использовать единую таможенную декларацию для перемещения товаров от страны отправления в страну назначения через все страны договорных сторон Конвенции без задержек. А это означает в будущем возможность обмена таможенной информацией в режиме реального времени с 35 странами европейского региона», – заметила Анна Гайдукова.

Юристы положительно оценили новый законопроект. Но отметили несколько противоречий с действующим в Украине Таможенным кодексом. Потому рассчитывают на доработку документа в ближайшее время.

«Ко второму чтению законопроект должен поступить доработанным с учетом предоставленных народными депутатами поправок. Остается надеяться, что его положения не будут противоречить действующему Таможенному кодексу. И такой важный шаг в приближении к евростандартам не обернется для бизнеса рядом судебных исков из-за неоднозначности применения или противоречия норм национального законодательства по вопросам государственного таможенного дела», – надеется Алена Чуйко.

***

Читайте также: ВРУ приняла в I чтении законопроект о режиме общего транзита

Джерело: UBR

Рубрика: Держрегулювання/ЗЕД

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ЗЕД»