• Посилання скопійовано

Як податкова міліція збирається стати фінансовою поліцією

Глава Податкової міліції Володимир Хоменко вирішив повернути на порядок денний створення Служби фінансових розслідувань на базі свого відомства, підігнавши концепцію реформи під вимоги громадськості

Як податкова міліція збирається стати фінансовою поліцією

Ище в июне замглавы Государственной фискальной службы и глава налоговой милиции Владимир Хоменко презентовал концепцию нового контролирующего органа — Службы финансовых расследований. Орган должен был объединить налоговую милицию, Госфининспекцию, управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД, часть УБОПа и управление экономической контрразведки СБУ. Его основными функциями определялись агентурно-оперативная, следственная и контрольно-проверяющая.

Однако поданный в парламент законопроект №4449а уже в августе был раскритикован общественностью и комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. В частности, комитет назвал создаваемую службу "монстром, который готовился еще старой властью, чтобы контролировать финансовые потоки".

27 ноября проект был отозван для доработки и сейчас появился в новой редакции, над которой вместе с Хоменко работали специалисты из 9 западных стран. По словам главного налогового милиционера, после обсуждения с бизнесом документ вновь будет подан в Раду.

Дерегуляция и оптимизация

Свою инициативу замглавы ГФС позиционирует, прежде всего, как инструмент дерегуляции. "Никто не станет спорить, что один (орган) это лучше, чем четыре, — сказал он. — Налоговая милиция себя изжила и должна быть ликвидирована. Но уничтожить один орган и не создать другой — не получится, потому что проблемы остались — половина экономики находится в тени".

Стоит отметить, что с этим никто не спорил и полгода назад. Бизнес в общей массе позитивно оценил идею объединения нескольких контролирующих органов — когда предприятие проверяет один орган за другим, по одним и тем же вопросам — это нездоровая ситуация. Вопросы касались деталей, и часть претензий была учтена.

Хоменко уверяет, что с созданием Службы финансовых расследований количество борцов с экономическими преступлениями существенно уменьшится. Сегодня в соответствующих подразделениях борьбой с экономической преступностью занимаются около 25 тыс. человек, содержание которых бюджету обходится примерно 2 млрд гривень в год. При этом для эффективного обеспечения деятельности СФР достаточно будет 5-8 тыс. человек и 1 млрд гривень. Одним из путей сокращения численности сотрудников замглавы ГФС называет упрощение структуры. "Структура может быть проще. Сейчас над одним опером — 4 начальника, и отвечает этот опер перед всеми. А если где-то в этой цепочке кто-то о чем-то договорился, он даже не знает, на каком этапе его сделали крайним", — объясняет он. Поэтому в проекте — сокращение количества этих "промежуточных звеньев".

Новое в функциях СФР

Основным камнем преткновения стало объединение функций финансового контроля и финансовых расследований. Налоговики пошли на уступки и отказались от контрольно-проверяющей функции. "Одно из требований — чтобы силовой орган не имел функций контрольно-проверочной работы. То есть, чтобы милиция не могла сама организовывать проверки бизнеса. Сегодня монстр — это ГФС и налоговая милиция. Они могут организовать проверку с применением контрольно-проверяющих органов, вести оперативно-розыскную деятельность и досудебное следствие. Эти функции нужно разделить", — говорит Хоменко.

Кроме того, в новом варианте законопроекта СФР уже не претендует на функции Госфининспекции. Мотивируется отказ тем, что, помимо борьбы с разграблением госбюджета, у нее есть другие важные функции. Хотя, по большому счету, задача Фининспекции — присматривать за эффективным расходованием государственных средств в ходе госзакупок или деятельности предприятий, которые в той или иной мере подконтрольны государству. Очевидно, что госзакупки и госпредприятия — это огромная черная дыра и генератор убытков, ни с чем государство не справлялось так скверно, как с управлением своим имуществом. Уже этого факта достаточно, чтобы 10 тыс. сотрудников этой структуры распустить. Тем более, что аудит госпредприятий премьер-министр Яценюк давно грозился передать частным западным структурам.

Место СФР в структуре правоохранительных органов

Пока нет четкого видения, кто кого назначает и кто за что отвечает. Объединив в себе часть функций ГФС, МВД и СБУ, финансовая полиция должна, по идее, стать независимым органом. Предполагается, что она будет подчиняться непосредственно Кабинету Министров и отчитываться перед Верховной Радой. Против такого решения ожидаемо выступило МВД. Более того, в августе прошлого года Владимир Евдокимов, тогда еще первый зам Авакова, предлагал перевести СФР в структуру МВД, что, по его словам, позволило бы "завязать всю цепочку преступления на одном ведомстве".

Не менее ожидаемо, что Хоменко против — СФР должна быть самостоятельным органом, а в милиции и так много задач, что дурно влияет на эффективность. Сейчас ситуация меняется в самом МВД: ведомство планируют кардинально реформировать, и на этом этапе важно четко разделить подследственность — кто за что отвечает. То же самое относится к Государственной службе расследований и антикоррупционному бюро, которые сейчас в процессе создания. "Все эти обстоятельства должны стыковаться, сейчас мы ищем место для СФР в этой системе", — говорит Хоменко.

Контроль и ответственность

Учитывая такую независимость финансовой полиции и нехорошую репутацию проверяющих органов, многих настораживал вопрос контроля и ответственности. В новом законопроекте функцию контроля за правомерностью деятельности СФР предлагается возложить на Общественный совет, в работе которого сможет участвовать бизнес. Совет получает право подавать предложения, касающиеся законодательства, и раз в квартал — заставлять руководителя СФР отчитываться перед парламентом. Все остальные информационно-просветительские функции совета, прописанные в законе, и так доступны любому экспертному объединению.

В предыдущем варианте концепции был предусмотрен прокурорский контроль, но совершенно упускался вопрос ответственности сотрудников за неправомерные действия. Этот момент также пообещали учесть. "Поскольку неправомерные действия сотрудников могут нанести существенный вред имуществу и нарушить права проверяемых, то рассматривается вопрос о внедрении, кроме административной и дисциплинарной, еще и материальной ответственности собственно сотрудника за такой ущерб", — заверил Хоменко. Это значит, что, как минимум, теоретически, за неправомерное блокирование работы предприятия начальник отдела СФР будет отвечать кошельком.

Согласование начисленных сумм

Одно из учтенных требований бизнеса — это согласование в административном порядке начислений до регистрации уголовного производства и досудебного следствия. "В принципе, мы отказались от практики, когда уголовное производство регистрируется до согласования начисленных сумм", — уверяет Хоменко.

Дмитрий Гарный, партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса, подтверждает, что, действительно, налоговая милиция в последние полгода согласовывает суммы сообщений-решений, а уголовное производство открывается только после. Это стало серьезным шагом, благодаря которому и государство получает средства в бюджет, и предприятие может продолжать работу, и поле для коррупции сужается (но не настолько, чтобы нельзя было договориться).

Однако, в ходе заседания комитета по вопросам налоговой политики нардеп Андрей Журжий заявил, что случаи, когда такая политика налоговой милиции нарушается, все еще происходят. По его словам, причина в том, что нет официального письма-распоряжения, которое позволило бы защитить бизнес.

Методы и подходы

Главное, что обещает бизнесу налоговая милиция — это изменение методов и подходов к проверкам. Прежде всего, это коснется выбора объекта для проверки. Теперь он будет происходить не вручную, а на основании экономического анализа. "Оперативно-разыскные мероприятия будут проводиться без захода на юрлицо, и только если будут выявлены явные признаки совершения преступления, дело будет регистрироваться и по представлению следователя органами ГФС или Госфининспекции будет проводиться проверка", — рассказывает Хоменко. Он уверен, что новый подход позволит пресечь бессистемные проверки, которые ходят друг за другом и создают почву для коррупции.

Как обычно, налоговики декларируют стремление "свести к минимуму субъективный фактор и автоматизировать систему". Но при этом из законопроекта не пропала норма, которая дает право требовать "надлежащим образом заверенные копии документов", а это создает юридические основания для Камазов с документами, хотя Хоменко обещает от этого уходить. Поверить в искренность намерений можно будет, когда все документы можно будет подавать в электронном виде, а эта пещерная норма из законопроекта будет исключена.

По словам Хоменко, уже происходит постепенный переход от количественных показателей к качественным. "Благодаря созданной в прошлом году оперативной группе по разоблачению и пресечению наиболее резонансных схем уклонения от уплаты НДС усилена аналитическая составляющая в работе налоговой милиции, при этом внимание сконцентрировано на выявлении и расследовании серьезных преступлений. Сегодня наполнения бюджета должно происходить не за счет давления на бизнес, а за счет разоблачения финансовых сделок и направления средств от выявленных преступлений в бюджет", — обещает он.

Нардепы-члены комитета по вопросам налоговой политики рекомендовали налоговикам пересмотреть подход более радикально и не зацикливаться на схемах НДС. "Вам нужен аналитический центр, а не бегать за парой сотен тысяч гривень. Нормальным специалистам достаточно посмотреть на отчетность, чтобы увидеть схему", — обратился к Хоменко депутат БПП Михаил Кобцев.

Кобцева поддержала коллега по комитету Нина Южанина: "Налоговые милиционеры должны быть другого уровня. Взяв в руки баланс, они должны понимать схемы не по налоговым кредитам, а как прячется прибыль за границей. Что вы топчетесь по НДС как первоклассники? Где налог на прибыль?".

В качестве бонуса отметим, что при заявке на бюджетную оптимизацию из законопроекта Хоменко так и не пропали нормы о создании ведомственных оздоровительных учреждений, баз отдыха и "учреждений социально-культурного предназначения".

Как бы там ни было, презентованный законопроект еще в процессе доработки. Пока что Налоговая милиция только начинает "рекламную кампанию", по результатам которой документ может видоизмениться.

Мария Стасенко

Джерело: Діло

Рубрика: Оподаткування/Інші податки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інші податки»