• Посилання скопійовано

Які операції вважаються ризиковими в контексті фінансового моніторингу

На початку серпня НБУ прийняв постанову №365, якою було доповнено перелік операцій банків, вчинення яких може трактуватися як ризикова діяльність у сфері фінансового моніторингу. Розглянемо його докладніше

Які операції вважаються ризиковими в контексті фінансового моніторингу

Так, по мнению НБУ, признакам совершения банками рисковой деятельности в сфере финансового мониторинга, в частности, могут быть:

1) проведение клиентами банка финансовых операций, не имеющих документального подтверждения очевидной экономической целесообразности (смысла) и / или, если у банка нет документов (информации) о реальных финансовых возможностях осуществления финансовых операций клиентов, или в случае несоответствия финансовых операций клиента имеющимся в банке документам (информации) о финансовом состоянии и / или содержанию деятельности (социальному статусу) клиента;

2) участие банка (предоставление банком услуг) в проведении финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что они могут быть связаны с выводом капиталов, легализацией криминальных доходов, конвертацией (переводом) безналичных средств в наличные, осуществлением фиктивного предпринимательства, укрытием налогообложения и т.п. (в частности связанных со снятием наличных средств, переводом средств за границу, куплей-продажей ценных бумаг, использованием счетов лиц не по назначению и т.п.);

3) проведение банком или клиентами банка финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что они могут быть связаны с предотвращением требований и ограничений, предусмотренных банковским, валютным законодательством, законодательством по вопросам финансового мониторинга;

4) неосуществление банком достаточных мер для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

5) неиспользование банком права отказать в проведении клиентами банка регулярных финансовых операций, характер которых дает основания считать, что они могут быть связаны с использованием услуг банка для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения или совершения иного преступления;

6) осуществление банком или клиентами банка финансовых операций с использованием утраченных, похищенных документов или имеющих признаки поддельных, недействительных (ничтожных)

7) осуществление финансовой операции клиентом, который является публичным деятелем, лицом, близким или связанной с публичным деятелем, по которой банк не имеет документально подтвержденных сведений относительно источников происхождения средств (активов, прав на такие активы), достаточных для подтверждения реальных финансовых возможностей проводить или инициировать проведение соответствующей финансовой операции;

8) создание/составления банком и/или предоставление им Национальному банку недостоверной информации / документов / выводов;

9) неоднократное проведение клиентом банка финансовых операций по перечислению средств за границу как осуществление авансовых платежей (предварительной оплаты) на выполнение внешнеэкономического договора, в отношении которого банку было или могло быть известно, в частности из публичных источников или от других финансовых учреждений, что контрагент неоднократно нарушает или не выполняет условий соответствующего внешнеэкономического договора.

При этом обязанность доказать, что в действиях клиента или банка нет признаков осуществления рисковой деятельности, возлагается на банк.

Для клиента банка это означает, что в случае малейшего сомнения банк будет требовать предоставления дополнительных документов для подтверждения операции и (или) источника происхождения средств, а то и вовсе отказывать в проведении транзакции.

Тем более, что за нарушение банком требований НБУ, последний может применить к банку меры воздействия от письменного предупреждения, до признания банка проблемным или неплатежеспособным и отзыва банковской лицензии с последующей ликвидацией.

В то же время, изменений в законодательство о финансовом мониторинга в последнее время не вносили. Так, перечень операций, которые подлежат обязательному и внутреннему финансовому мониторингу  предусмотрен статьями 15, 16 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Екатерина Гутгарц, Prostopravo

Джерело: Prostopravo

Рубрика: Фінанси і банки/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»