• Посилання скопійовано

Верифікація Мінфіну: п'ять міфів про перевірку соцвиплат

Міністерство фінансів приступило до перевірки правильності нарахування та отримання соціальної допомоги. Що це означає?

Верифікація Мінфіну: п'ять міфів про перевірку соцвиплат

Во вторник, 1 марта, Министерство финансов презентовало принципы проведения верификации (проверки) социальных выплат. Минфин планирует проверить, кто, сколько и на каких основаниях получает регулярные выплаты от государства. Первыми под прицелом оказались вынужденные переселенцы, кроме них, изучат ситуацию с пенсионерами и получателями других соцпособий.

Внимание государства к этой сфере более чем объяснимо: суммарно на все социальные льготы и пособия направляется более 363 млрд грн - 16% ВВП Украины. При этом есть подозрения, что изрядная часть этих средств расходуется неэффективно или попросту расхищается. "Пилотный проект проверки получателей пособий вынужденным переселенцам, стартовавший в июле прошлого года, уже позволил выявить ряд злоупотреблений, - говорит заместитель министра финансов Роман Качур. - К примеру, на одном адресе в Константиновке зарегистрировано 10,5 тысяч получателей социальной помощи". По мнению министра финансов Наталки Яресько, проверка реципиентов соцвыплат только в 2016 году позволит сэкономить государству не менее 5 млрд грн. Роман Качур, не называя конкретных цифр, констатирует, что верификация соцпомощи, проводимая в развивающихся странах, сравнимых с Украиной по экономическому развитию, выявляла до 30-50% злоупотреблений при начислении и выплате социальной помощи. Проецируя эти данные на нашу страну, можно предположить, что объем нецелевого использования средств составляет 120-180 млрд грн ежегодно.

При этом вокруг намерения Минфина проверить правильность получения продолжается нагнетание паники и создается много мифов. Корреспондент ЛІГА.net  решил проверить наиболее резонансные опасения относительно предстоящей верификации социальных выплат.

Миф первый. Государство намерено сокращать соцрасходы

Социальные выплаты - защищенные статьи бюджета. По украинскому законодательству, урезать такие статьи правительство не имеет права, максимум - перераспределять средства между разными получателями. Поэтому фразу Наталки Яресько, что"верификация позволит сэкономить как минимум 5 млрд грн" не стоит понимать, что Кабмин просто сократит соцвыплаты на эту сумму. Сам Яресько уточняет, что цель проводимой проверки: повысить эффективность социальной помощи и адресность ее выплаты. С другой стороны, нельзя исключать, что если в ходе проверки будут выявлены хищения на десятки миллиардов гривень, в бюджете на будущий год социальные статьи расходов действительно сократятся.

Миф второй. Всем получателям придется посещать органы соцзащиты и заполнять дополнительные документы

Физическая проверка получателей соцпомощи де-факто уже проводилась. Причем в два этапа. Первый - когда вынужденные переселенцы и другие социально незащищенные граждане проходили регистрацию и перерегистрацию в органах соцзащиты в прошлом году. Второй - когда по настоянию Министерства финансов все выплаты переселенцам были переведены в Ощадбанк, и реципиентам пришлось лично оформлять открытие счетов в банке. "Деанонимизация получателей через оформление счетов в Ощадбанке позволила установить, что 51 - 74 тысяч человек не предоставили информацию или не явились в отделение, - рассказывает начальник управления верификации и мониторинга выплат Министерства финансов Андрей Рязанцев. - Это ориентировочно 2,7 млрд грн в год выплат непонятно кому".

Поэтому нынешняя верификация по большей части будет проводиться без личных встреч получателя с соцработниками: Минфин намерен анализировать и сопоставлять базы данных различных госорганов и выявлять случаи нарушений. Например, по базе МВД уже установлено, что более 1,1 млрд грн соцпомощи было выплачено предъявителям паспортов, числившихся потерянными или украденным; 309 млн грн получили люди, имеющие на депозитах более 10 минимальных зарплат (более 13300 грн) и не имеющих права на соцпомощь. Приоритетом для Минфина при проведении верификации соцвыплат станет анализ реквизитов и информации о получателях из баз данных МВД, ПФ, ГФС и других органов, мониторинг направлений и сумм транзакций.

Миф третий. Государство намерено получить всю информацию о льготниках и их семьях, в том числе и о счетах в банках

Как поясняет Андрей Рязанцев, для проверки информации по большинству видов социальных выплат (а их насчитывается около 60), никакие сведения от банков не нужны. Большинство необходимых данных содержится в различных министерствах и ведомствах, и не относятся к банковской или коммерческой тайне. Сейчас Минфин намерен просто свести их в единый массив для комплексной проверки.

Дополнительные сведения о наличии вкладов и других накоплений в банках потребуется лишь при верификации трех видов соцпомощи: предоставление субсидий на оплату услуг ЖКХ, выплаты малообеспеченным семьям и помощь вынужденным переселенцам. О получателях других соцвыплат информацию от банков запрашивать не будут.

Миф четвертый. Уличенных в незаконном получении льгот будут привлекать к уголовной ответственности

По словам Романа Качура, основное внимание при верификации Минфин будет уделять масштабным нарушениям, наносящим ущерб государству на миллиарды гривень - наподобие уже упоминавшегося случая регистрации на один адрес более 10500 получателей. Организаторы мошеннических схем (например, когда на один номер мобильного телефона зарегистрировано 50 и более реципиентов), возможно, будут привлечены к уголовной ответственности. Людям, без ведома которых их данные использовались для получения соцпомощи, уголовные дела не грозят.

По украинскому законодательству, по большинству видов помощи единственная возможная санкция - прекращение выплат. Лишь в некоторых случаях - возврат незаконно полученных средств. В любом случае, решение о приостановке, прекращении ли возврате выплат будет принимать не Минфин, а орган соцзащиты или суд.

Миф пятый. Создание системы верификации обойдется бюджету дорого, и будет неэффективной: никто не помешает жуликам через некоторое время снова подать документы на получение соцпомощи.

Создание системы контроля и мониторинга оплачивает не государство. Часть финансирования предоставили международные доноры, частично разработку и эксплуатацию ПО взяли на себя консультанты и IT-специалисты на волонтерских началах.

Верификация соцвыплат - не единоразовая акция, а периодический процесс. Ориентировочно, проверку предполагается проводить раз в квартал или раз в полгода. Уличенные в незаконном получении соцпомощи лица будут вноситься в отдельный реестр, и система сможет отслеживать их. Они не лишаются права снова подавать документы, но автоматически относятся к "группе риска" и подвергаются более тщательной проверке и контролю.

Джерело: ЛІГА.net

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»