• Посилання скопійовано

КВЕД в Україні: навіщо насправді потрібен?

Значення даних класифікатора видів економічної діяльності в роботі українського бізнесу сильно перебільшено. Навіщо насправді потрібен КВЕД і чому бізнес платить додатковий податок на ведення державної статистики?

КВЕД в Україні: навіщо насправді потрібен?

Значение КВЭДа

- Может ли ООО сдать в аренду грузовое авто, если у предприятия нет соответствующего вида деятельности в едином госреестре?

- Сколько видов деятельности по КВЭД можно включить в единый реестр?

- Нужна ли сейчас предприятию справка статистики?

Эти вопросы до сих пор звучат часто на налоговых семинарах. А интернет пестрит объявлениями: «Вам необходима смена или замена КВЭД? Быстро и без бюрократических процедур мы сменим КВЭД вашей компании».

С 2016 года за смену видов экономической деятельности в Едином госреестре необходимо уплатить административный сбор в сумме чуть более 400 грн (30% суммы минимальной заработной платы). При этом оплата «сгорает», если вы неправильно оформили документы и вам отказывают в проведении регистрационного действия. Сумма, конечно, небольшая. Но за что регулярно платит бизнес, учитывая, что налоговые органы с начала года стали гораздо чаще требовать провести замену или добавить вид деятельности?

Действующая Классификация видов экономической деятельности утверждена приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457. Как указано во вступительной части Классификации, ее целью является создание и внедрение современной системы национальных статистических классификаций, что должно поднять «на качественно новый уровень статистический анализ состояния национальной экономики и прогноз ее развития…». При этом основное предназначение КВЭД – определение и кодирование основных и второстепенных видов экономической деятельности юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, физических лиц-предпринимателей. В нормативном документе поясняется, что основной вид экономической деятельности – это определяющий признак в формировании и стратификации совокупностей статистических единиц для проведения государственных статистических наблюдений.  

Как видим, классификатор создан и утвержден для тех, кто занимается в государстве статистическим анализом и статистическими наблюдениями, то есть для органов статистики. В таком случае указанные в Едином госреестре виды экономической деятельности не имеют ничего общего с определением правосубъектности юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. То есть, наличие вида деятельности абсолютно не создает для предприятия дополнительных возможностей, а отсутствие вида деятельности с тем или иным кодом никоим образом не должно ограничивать его возможности. Во вступительной части Классификации прямо указано, что КВЭД – это статистический инструмент для упорядочения экономической информации, код вида экономической деятельности не создает прав и обязанностей для предприятий и организаций, не создает никаких правовых последствий.

Указанный принцип работает, но не в полном объеме. Например, получение субъектом хозяйствования лицензии зависит от наличия соответствующего «квэда» в Едином госреестре, хотя законодательные основания для проверки наличия вида деятельности отсутствуют. Нередко государственные предприятия, а иногда – и частные компании, отказываются оплачивать товар или услугу контрагенту при отсутствии у него соответствующего вида деятельности в реестре или если вид деятельности не является основным. Что уж говорить о физических лицах-предпринимателях на упрощенной системе налогообложения, от которых многие контрагенты до сих пор требуют соответствия видов деятельности назначению платежа в платежном поручении, мотивируя необходимостью уплаты за них НДФЛ? Эти требования предъявляются по привычке, действующим налоговым законодательством такая связь не предусмотрена. Из этой же области – мониторинг «типичного» и «нетипичного» экспорта.

«Цена вопроса»

Буквально пару лет назад из оборота частично выведена так называемая справка статистики, за получение или замену которой предприятия в течение многих лет уплачивали символическую сумму – 25 грн. 94 коп. Указанная справка как раз содержала информацию с «квэдами» предприятия или предпринимателя. Запрет государственным органам запрашивать у предприятий и предпринимателей справку был связан с дерегуляцией в Украине, благодаря чему наше государство с каждым годом получает все лучшую оценку условий ведения бизнеса в рамках проекта Doing Business. Что же, спасибо законодателю за отмену справки стоимостью 26 грн. и за введение сбора в размере 400 грн. за смену видов экономической деятельности. Так бизнесмен платит дополнительный налог на ведение государственных статистических исследований, а также периодически тратит свое время на замену «квэдов», которые нужны не ему, а государству. Кстати, статистические показатели о структуре национальной экономики, полученные на основе информации из Единого государственного реестра, явно искаженные. Ведь бизнес, выбирая направление деятельности, ориентируется на текущий и перспективный спрос, свои коммерческие возможности, а не на основной вид экономической деятельности, указанный в ЕГР.

Существует ли проблема?

Что на самом деле произойдет, если какой-то вид экономической деятельности не предусмотрен в уставе предприятия? Смотрите видео КЦПРБ.

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»