• Посилання скопійовано

Експортерам залишать половину валюти

Депутати пропонують відібрати у НБУ частина повноважень щодо ведення валютних обмежень

Експортерам залишать половину валюти

Законодатели устали ждать обещанной Нацбанком либерализации на валютном рынке. Они предлагают установить потолок для обязательной продажи поступающей в Украину валюты на уровне 50% (согласно постановлению НБУ  №342 с 9 июня этого года экспортеры обязаны продавать на межбанке 65% валютных поступлений, а до этого действовала норма в 75%). Требование о продаже не более половины валютной выручки центробанк сможет вводить на срок до шести месяцев. Депутаты также хотят снять часть бюрократических барьеров и позволить инвестировать в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) до 50 тыс. евро без получения индивидуальных лицензий НБУ.

Такие новшества содержатся в законопроекте "Относительно либерализации валютных операций для содействия инвестициям и экспорту" (законопроект №4866). В числе авторов документа глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка, член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова и еще 14 народных депутатов. 

Законодатели утверждают, что на Институтской слишком вольно трактуют законодательство и неправомерно расширяют полномочия центробанка. Статьи Закона "О Национальном банке" позволяют регулятору вводить требование об  обязательной продаже поступлений в инвалюте на срок до шести месяцев. "Но, выполняя формально требование закона, Национальный банк Украины своими постановлениями каждые полгода продлевает такие меры без обоснования их необходимости для национальной экономики", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Как следствие, норма об обязательной продаже валютных поступлений резидентами действует уже практически три года. По мнению депутатов, обязанность экспортеров продавать большую часть валюты приводит к "размыванию базы налогообложения и перемещению прибылей в офшорные или низконалоговые юрисдикции". В конечном итоге это негативно сказывается на наполнении госбджета.

Предлагаемые валютные послабления довольно неоднозначны. С одной стороны, возможность свободно распоряжаться половиной  выручки действительно могла бы увеличить приток валюты в Украину и существенно облегчить работу экспортеров. "Либерализация окажет положительное влияние на валютный рынок, станет сигналом о стабилизации, основой для восстановления доверия к государству со стороны бизнеса. Действующие валютные ограничения не адекватны поставленной цели и бьют как раз по реальным экспортерам. Так, на данный момент продаже подлежат 65% валютной выручки. И если для закупки сырья нужна валюта, а оставшихся 35% не хватает, то экспортер вынужден покупать валюту, теряя деньги на разнице курсов", — говорит Оксана Кобзар, адвокат АБ Оксаны Кобзар.

С другой стороны, обязанность продавать большую часть выручки — далеко не главная причина, по которой предприятия избегают заводить валюту в Украину. И без комплексной реформы эту проблему решить невозможно. "В данном случае действует скорее совокупность факторов, включая нестабильность обменного курса, желание уклониться от налогообложения, невозможность возмещения экспортерами НДС без помощи серых схем и т. д.", — отмечает советник АО "Спенсер и Кауфманн" Николай Лихачев. А прописав в законе 50%-ный порог на продажу валюты, законодатели, по сути, лишат НБУ возможности быстро реагировать на возможные форс-мажоры.

________________

Процедура принятия или отмены ограничений Нацбанком обычно занимает считанные дни, тогда как голосование за изменения в закон в парламенте может растянуться на месяцы. Учитывая, что ситуация на валютном рынке все еще далека от прогнозируемой, это может иметь весьма тяжелые последствия.

________________

"В случае принятия данного закона и последующих резких потрясений Нацбанк будет лишен одного из эффективных (хотя и болезненных для экспортеров) инструментов для регулирования платежного баланса и курса в валютных обменниках", — констатирует Николай Лихачев.

Довольно сложно оценить и последствия отмены лицензирования на инвестиции в страны ОЭСР. Требование о получении разрешительных документов депутаты считают "декларативным" и "коррупциогенным". Мол, и представители бизнеса, и чиновники-коррупционеры всегда находили возможность вывести капитал без лицензий, в том числе для приобретения зарубежных активов. "При этом уже сама норма содержит обходной механизм — отсутствие необходимости приобретения таких лицензий при получении корпоративных прав резидентом в подарок", — констатируют авторы проекта. Более того, постановление НБУ позволяет украинцам вывозить за рубеж без декларирования кэш в объеме до 10 тыс. евро. Таким образом, теневой отток валюты из страны все равно происходит.

Тем не менее возможость инвестировать за рубеж без лицензий может спровоцировать новые валютные катаклизмы. "Отмена лицензии может привести к массовому выводу из Украины остатков капитала в экономики других стран", — допускает адвокат, руководитель департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов. По его словам, в среднесрочной перспективе отмена таких бюрократических барьеров действительно необходима, поскольку позволит приблизить Украину к цивилизованному миру. Однако в сегодняшних условиях такой шаг по меньшей мере поспешен и может иметь крайне негативные последствия. 

Джерело: Деловая Столица

Рубрика: Держрегулювання/ЗЕД

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ЗЕД»