• Посилання скопійовано

Податкова реформа у баченні Мінфіну: інтерв'ю заступника Міністра фінансів

Чого очікувати від пакету змін із удосконалення адміністрування податків? Чи зменшиться тиск на бізнес з боку Державної фіскальної служби? На ці та інші питання дав відповідь в інтерв'ю заступник Міністра фінансів Євгеній Капінус

Податкова реформа у баченні Мінфіну: інтерв'ю заступника Міністра фінансів

Налоговая реформа в Украине обсуждается уже больше двух лет. Мало того, за последнее время было несколько попыток внести поправки в Налоговый кодекс, - пишет НВ.

Но, похоже бизнес так и не почувствовал долгожданного облегчения. Давление проверяющих никуда не исчезло, а чиновники налоговой продолжают набивать свои карманы взятками.

Остаются сложности и с возмещением НДС. Некоторые же предприниматели и вовсе заговорили о возвращении Государственной фискальной службы под руководством Романа Насирова к худшим практикам времен Николая Азарова.

Очевидно, что законы могут быть хорошими по своей сути, но когда их реализация заставляет желать лучшего, ситуация не изменится. То есть проблема в администрировании, а не в величине налогов.

Новый Минфин также планирует очередную налоговую реформу. О том, какой она будет НВ Бизнес расспросил заместителя министра финансов Евгения Капинуса, непосредственно курирующего эту сферу.

– Когда и стоит ли украинскому бизнесу ожидать радикальной налоговой реформы: снижения уровня налогов и переформатирование отношений с Государственной фискальной службой?

– Когда на должность министра финансов пришел Александр Данилюк, он сразу обозначил, что видит налоговую реформу не в изменении налоговых ставок и обязательств, а в смене подходов к налогообложению и уменьшению давления на бизнес. После консультаций с различными представителями бизнеса, стало понятно, что основной упор нужно делать не на ставки, а на улучшение администрирования. Сегодня у бизнеса большие проблемы во взаимодействии с налоговой администрацией. В первую очередь эти проблемы мы будем решать.

– Один из самых больных вопросов администрирования – это возмещение НДС. Как решить эту проблему?

– Я считаю, что администрирование НДС должно быть максимально прозрачным и открытым. Сейчас в одном из наших законопроектов мы прописали условия, при которых бизнес сможет сам видеть всю информацию о возмещении НДС. Для этого предлагается объединить два реестра в один, сделать его публичным и открытым. При этом должна быть не только информация о постановке в очередь, но и о возмещении. И бизнес сможет контролировать возможные нарушения по возмещению НДС.

Сегодня очень много вопросов у бизнеса возникает относительно эффективности самой системы, когда у предприятий есть ошибочные переплаты. Этот механизм должен работать автоматически: предприятие заплатило и сразу становится в очередь. А в случае ошибочных переплат, также автоматически должен происходит возврат. Не должно возникать ситуаций, когда какие-то цифры зависают, и предприятия не могут вернуть свои ресурсы.

– Предположим, компания увидела, что ее неправильно куда-то поставили. Что ей делать? Каким образом будут решаться такие ситуации?

– Прежде всего, мы хотим, чтобы таких нарушений было как можно меньше. Наша цель – убрать давление на бизнес. Для этого предлагается ликвидировать налоговую милицию. После чего будет создана другая структура, которая займется аналитикой. А для того, чтобы не было злоупотреблений со стороны ГФС, мы предлагаем перенести все ее реестры в Министерство финансов. И сразу будет видно, когда одному предприятию возместили НДС, а другому – нет.

Но для того, чтобы бизнес смог отстаивать свои права, нужно немного изменить процедуру обжалования. Сейчас она двухуровневая и состоит только из налоговой инспекции. Мы считаем, что во время процедуры обжалования, должны присутствовать также представители Министерства финансов и бизнес-омбудсмен. То есть такая процедура даст возможность бизнесу обращаться по поводу исправления ошибок или жалоб на ГФС.

Также нужно изменить процедуру разъяснения. Сегодня ГФС их дает в разных регионах. При этом они отличаются и, как правило, каждый заинтересован давать разъяснения в свою пользу. Это вызывает массу спекуляций. Предлагается передать функцию разъяснений Министерству финансов. То есть их должен давать исключительно тот орган, который формирует налоговую политику. И бизнес сможет получать ответы еще на раннем этапе.

Кроме того, мы хотим усовершенствовать кабинет плательщика налогов. Бизнес должен максимально уйти от непосредственного общения с инспекторами и перейти на электронные сервисы, которые исключат человеческий фактор.

– Бизнес продолжает жаловаться, что постоянно происходят какие-то проверки. Когда это прекратится?

– Недавно была встреча Премьер-министра, министра финансов, бизнес-омбудсмена и бизнеса. Были подняты наиболее волнующие вопросы. Например, о возбуждении уголовных дел даже по небольшим суммам. К сожалению, статистика, которая была приведена, очень печальная. Более 1700 дел было возбуждено против бизнеса. И только 55 из них были переданы в суд. То есть ради того, чтобы найти несколько десятков недобросовестных бизнесменов, пострадали 1700 компаний. В тот же самый день, сразу после встречи, Министр финансов дал поручение ГФС решить проблему. В результате ГФС было принято решение, что теперь притягивать к ответственности будут только при наличии обоснованных, доказанных нарушений.

Также предлагаем внедрение KPI для ГФС, которые покажут эффективность работы службы. И это будет четко видно всем. Мы сделаем процесс максимально публичным. Результаты этой проверки позволят принять решение о дальнейших действиях. Поднимаются также вопросы низких зарплат инспекторов. Мы предлагаем сократить их количество и за счет этого увеличить зарплату.

Все это должно значительно уменьшить нагрузку на бизнес и дать возможность налоговой администрации сосредоточиться на тех вопросах, где есть проблемы.

– А вам не кажется, что правильнее было бы бороться с теневым сегментом и с проблемами путем либерализации?

– Абсолютно согласен. Именно это мы и делаем. Ведь либерализация – это уменьшение давления со стороны государства и увеличение свободы бизнеса. Это и есть наша цель. Решая основные проблемы с ГФС и администрированием налогов, мы уменьшаем давление на бизнес. Я согласен с тем, что сегодня у нас еще слишком много ограничений. Со временем они будут убираться. Есть ограничения по валютным операциям, по снятию денежных ресурсов. И мы ведем дискуссию с НБУ по этим вопросам. Но они тоже понимают, что есть риски с их стороны и неохотно отказываются от ограничений. Хотя несколько месяцев назад была увеличена ставка по валютным операциям. Мы надеемся, что определенные ограничения удастся убрать.

Для того, чтобы не было злоупотреблений со стороны ГФС, мы предлагаем перенести все ее реестры в Министерство финансов

– Есть такая точка зрения, что если я хочу легально платить зарплату, то около 50% ее уходит на налоги. Не считаете ли вы, что это слишком много?

– Я соглашусь с вами только в отдельном сегменте. Та нагрузка, которая существует в части заработной платы, – высокая, если сравнивать с теми, кто работает по упрощенной схеме налогообложения. Но если сравнить эту нагрузку с европейскими странами, то нельзя сказать, что у нас самые высокие налоги. Нужно найти золотую середину. Пенсионный фонд не должен содержаться на государственные деньги. Наполнение должно происходить за счет тех людей, которые вкладывают свой ресурс. Но если мы хотим получить легализацию, то должны создать условия, при которых люди смогут платить эти взносы и будут заинтересованы потом получить социальное страхование. Поэтому в прошлом году была понижена ставка единого социального взноса. Были ожидания, что мы получим дополнительный ресурс от легализации. К сожалению, эффект был недостаточный, а пенсии нам все равно нужно выплачивать, и мы это делаем в полном размере.

– Очень много жалоб к главе ГФС – Роману Насирову. Как вы планируете провести реформу без проведения открытого конкурса и избрания того человека, который бы устраивал бизнес?

– На совещании у премьер-министра поднимались вопросы о работе главы ГФС и других работников службы. Премьер дал четкий сигнал, что надеется на решение львиной доли проблем, как в налоговой, так и в таможенной сфере в месячный срок. Если они не будут решены, ответственность ляжет лично на главу ГФС. Осталось не так много времени. Посмотрим.

– Кто наполняет бюджет Украины? Это крупный бизнес, малый и средний бизнес или госкомпании? За счет кого существует бюджет?

– Думаю, ни для кого не секрет, что основная часть наполнения бюджета происходит за счет крупных украинских, международных и государственных компаний. К сожалению, сегодня государственные компании выплачивают 75% всей своей прибыли государству. Международные компании работают открыто, и выплачивают большие суммы налогов. Если разобраться, то де-факто значительные контролирующие мероприятия ГФС направлены на то, чтобы малый и средний бизнес просто не злоупотреблял. Но основное наполнение бюджета происходит за счет крупных плательщиков. И, на мой взгляд, нет необходимости такого жесткого контроля на уровне малого и среднего бизнеса.

Джерело: Новое время

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»