• Посилання скопійовано

Життя оцінять дорожче

Ліміт виплат по полісах ОСАЦВ хочуть підвищити до 3 млн грн

Життя оцінять дорожче

Нацкомфинуслуг предлагает повысить лимиты ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью потерпевших в ДТП с нынешних 100 тыс. грн до 3 млн грн. Эта инициатива соответствует европейской практике. Но украинцы не привыкли прагматично оценивать свою жизнь и здоровье, а потому существует риск, что это приведет лишь к повышению стоимости "автогражданки" на 30-50%, опасаются участники рынка.

Глава Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, Борис Визиров считает необходимым повысить лимиты ответственности за вред жизни и здоровью потерпевших в ДТП при страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземного транспорта (ОСАГО). "По моему убеждению, на первом этапе лимиты нужно увеличивать с нынешних 100 тыс. грн за одного потерпевшего хотя бы до 3 млн грн",— заявил Борис Визиров на проходящей в Киеве международной конференции "Безопасность пешеходов и велосипедистов". Именно такова максимальная сумма, которую пострадавшие смогут получить от страховщика или виновника ДТП. Напомним, в августе 2010 года Госфинуслуг повысила лимиты ответственности страховщика за ущерб, причиненный имуществу, с 25 тыс. грн до 50 тыс. грн, а за ущерб жизни и здоровью пострадавшего в ДТП — с 50 тыс. грн до 100 тыс. грн. 

По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), в прошлом году доля выплат из-за ущерба жизни и здоровью потерпевших в общем объеме выплат составила всего 2,2%: 21,89 млн грн из 985,93 млн грн. Это объясняется тем, что в законе не были детально прописаны механизм выплаты компенсаций и расходы, которые должен покрывать страховщик. На практике страховые компании зачастую ограничивались компенсацией минимальных расходов на ритуальные услуги. В результате средняя выплата ущерба жизни и здоровью составляла всего 5-6 тыс. грн. 

Ситуация должна была измениться после 5 февраля, когда вступил в силу новый механизм расчета выплат по ущербу здоровью и жизни потерпевших в ДТП. Согласно ему, если пострадавший в результате ДТП получил инвалидность, страховщик обязан выплатить фиксированную сумму: 36 минимальных заработных плат (МЗП; 41,3 тыс. грн) за первую группу, 18 МЗП (20,6 тыс. грн) — за вторую, 12 МЗП (13,7 тыс. грн) — за третью (если пострадавший несовершеннолетний — 18 МЗП). В случае смерти потерпевшего выплата не может быть меньше 36 МЗП. Но страховщики признают, что изменение механизма пока никак не отразилось на выплатах. "В I квартале количество страховых случаев, по которым выплата превышает установленные законодательством лимиты, составляла не более 1% от общего количества заявленных страховых событий",— говорит Ирина Ященко, руководитель направления расчетов и выплат по транспорту СК "Провидна", которая является одним из лидеров как по объему привлеченных по ОСАГО премий, так и по объему выплат. В СК "PZU Украина" этот показатель чуть выше — 2%. 

Участники рынка убеждены, что украинцы не привыкли оценивать свою жизнь, как это принято в европейских странах. "Согласно Гражданскому кодексу, потерпевший имеет право требовать от виновника компенсации всех расходов. Но у нас нет механизмов и культуры подсчета убытков, поэтому выплаты по ущербу здоровью и жизни потерпевших, а также имуществу, причем не только в ДТП, но и, например, на производстве невелики",— говорит генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Более того, в Украине отсутствуют механизмы расчета цены человеческой жизни. "В большинстве стран мира виновник обязан покрыть потерпевшему или родственникам погибшего все расходы, которые можно посчитать: помимо затрат на лечение, к ним относятся и недополученная на работе прибыль, и расходы на содержание семьи и переоборудование жилья в случае, если пострадавший остался инвалидом. По нашим подсчетам, если украинцы будут требовать всю причитающуюся им компенсацию, то средний размер выплат ущерба жизни и здоровью при серьезных ДТП может вырасти до 200-300 тыс. грн",— говорит Галина Третьякова. Но подтверждать заявленную сумму потерпевшим придется в судах, а страхователи вряд ли согласятся ввязываться в длительные судебные разбирательства. 

Страховщики ожидают, что, если лимиты ответственности за вред жизни и здоровью потерпевших все же будут повышены, клиентам стоит ожидать роста цен на ОСАГО. "Такая же ситуация была в 2010 году: повышение лимитов сопровождалось повышением тарифов",— вспоминает председатель правления СК "Княжа" Дмитрий Грицута. Более того, Борис Визиров, будучи еще главой МТСБУ, инициировал повышение цен на ОСАГО. Однако в Нацкомфинуслуг его инициативу отклонили, объяснив свое решение необоснованностью повышения. "Увеличение лимитов — веский аргумент, который позволит повысить тарифы и, соответственно, сборы премий, при этом объем страховых выплат если и вырастет, то очень незначительно",— говорит руководитель одной из страховых компаний-лидеров в сегменте ОСАГО. По мнению участников рынка, стоимость полисов "автогражданки" может возрасти на 30-50% — именно такой вариант предлагало МТСБУ в начале года. 

Виктория Руденко

Джерело: Коммерсант-Україна

Рубрика: Фінанси і банки/Страхування

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Страхування»