Пока есть все шансы, что в парламент документ попадет в ближайшие несколько недель, и новые правила будут приняты "не под елку", как это происходило последние несколько лет. Бизнес хоть и позитивно расценивает предложения, однако есть ряд вопросов, на которые в законопроекте пока ответов нет.
Министерство финансов под руководством Александра Данилюка полностью поменяло стратегию наработки изменений в Налоговый кодекс. Если его предшественница - Наталья Яресько - в свое время максимально засекретила процесс, то нынешнее руководство решило полностью открыть карты, и еще на стадии написания законопроекта согласовать его с бизнесом и экспертами. По словам Данилюка, это необходимо, чтобы снять все разногласия: нормы должны соответствовать требованиям бизнеса, улучшить инвестиционный климат и снизить административное давление на всех субъектов хозяйственной деятельности.
Уже к концу сентября Минфин планирует предоставить правительству окончательную версию изменений. Читайте также>>
Они не влияют на процесс формирования проекта бюджета на 2017 год и налоговую базу, уточнил в комментарии РБК-Украина глава Минфина.
Поэтому, в пакете с госбюджетом в Раду придет только индексация ставок акцизов на 12%. Какого-либо другого пересмотра уровня налоговой нагрузки в Минфине не планируют. Да и депутаты вряд ли будут готовы такие предложения поддержать. Хотя бизнес уверен, что рост ставок на 12% - это не предел.
На нынешнем этапе готовность налоговой реформы в среднем превышает 80%. Документ содержит пять блоков.
Практически завершено согласование по направлению администрирования. В его основе так называемый "либеральный" законопроект №3357, наработанный в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной. Прежде всего, предполагается создание электронного кабинета плательщика - автоматизированного рабочего места бизнеса, работа в котором ведется в режиме online с доступом к управлению своим личным счетом. Также, сюда плательщик сможет получить от Государственной фискальной службы (ГФС) любой документ, касающийся его деятельности.
Кто старший, того и база
Саму ГФС ждет сокращение полномочий. Контрольные функции будут осуществлять только налоговые органы регионального уровня, инспекции же получат право лишь на сервисные - консультирование, методологию, накопление и обработку информации. Одной из радикальных идей Минфина является передача всех баз данных от ГФС в министерство или госпредприятие, которое может быть создано для управления базами. Основная идея состоит в том, чтобы исключить возможность манипуляции, и "ручного" управления данными. Бизнес и депутаты неоднократно фиксировали вмешательство в базу, например, в систему электронного администрирования (СЭА) НДС. Предприятиям блокировалась регистрация налоговых накладных (НН) при наличии необходимой суммы в системе, или, наоборот, без депонирования происходила регистрация НН. "Это дает повод все-таки предполагать, что система не электронная, а полуавтоматическая", - считает глава Федерации работодателей - Дмитрий Олейник.
Глава ГФС - Роман Насиров - не в восторге от таких идей. Ранее он заявлял, что МВФ считает некорректной передачу прав администрирования баз данных: "МВФ считает, что это абсолютно некорректно - во всех странах мира администрированием баз данных налогоплательщиков занимаются налоговые органы".
Александр Данилюк отметил в беседе с РБК-Украина, что договариваться по этому вопросу с ГФС не будет. "У нас есть рабочие группы, есть позиция министра, который отвечает за работу в этой сфере. А ГФС, в данной ситуации, выступает как субъект, который имеет свое мнение. Мы принимаем информацию к сведению, а политика остается за Минфином", - пояснил министр.
В то же время, по мнению Нины Южаниной, прежде, чем запускать процесс с передачей баз, необходимо провести их аудит. "С этим должны разобраться внешние специалисты, составить акт аудита, акт приема-передачи баз, в том виде, в котором они есть, - уточняет глава комитета. - Это скрупулезный вопрос, к которому необходимо аккуратно подойти, чтобы не навредить плательщикам".
По словам вице-президента, главы комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей - Юлии Дроговоз, хоть эта идея и заслуживает внимания, но бизнес боится ее реализации, так как не понимает ее технического осуществления. "Это же не просто взять и перенести компьютер. Нас интересует, не в чьих руках будет база, а как она будет защищена, кто, в случае нестыковок с данными, понесет ответственность? До конца не понятно: будет ими управлять Минфин или госпредприятие? На эти вопросы еще никто не дал ответ", - говорит Дроговоз. Дмитрий Олейник добавляет, что нелишним бы было и дублирование баз, например, в Минюсте.
НДС, льготы и каникулы
Блок НДС в законопроекте, по словам Александра Данилюка, готов на 85%. Помимо введения единого реестра по возмещению НДС вместо двух и без критериев, о чем давно уже просит бизнес, Минфин планирует усовершенствовать СЭА. В частности, увеличить сроки регистрации налоговых накладных и корректировок к ним со 180 до 365 дней, при реорганизации бизнеса - предоставить право пользования налоговым кредитом правопреемнику. Для минимизации возможностей "вбрасывания" в систему фиктивного НДС - распространить фиксацию в НН кода товара на все группы продукции: импорт и экспорт. Правда, речь идет только о первых четырех цифрах (сейчас 12 только для импорта).
Член налогового комитета - Татьяна Острикова - считает, что это не только не минимизирует возможности "схемщиков", но и расширит их права. "При 12-значном коде видно, что конкретно заехало. А при четырехзначном - только принадлежность товара. Это не поборет "скрутчиков", которые завозят, например, фрукты, продают их за наличку, и у них остается налоговый кредит. А по документам они отгружают, скажем, котлы, и так торгуют кредитом за определенный процент, - поясняет Острикова. - Чтобы это побороть, в законе должны быть прописаны критерии риска и право ГФС приостанавливать услуги цифровой подписи и регистрации накладной на три дня. И в течение этих дней плательщик должен документально подтвердить, почему зашли фрукты, а вышли котлы".
Идею налога на выведенный капитал вместо классического налога на прибыль в Минфине пока не поддерживают. На такой же позиции стоит американский и европейский бизнесы, работающий в Украине. Поэтому, в качестве эксперимента, депутаты предлагают распространить новый налог на средний бизнес. Татьяна Острикова считает целесообразным проголосовать за этот налог, но отсрочить его введение, например, до 2018 года.
В то же время Минфин решил вернуться в практике предоставления налоговых льгот. В проекте предложено ввести налоговые каникулы на пять лет для нового бизнеса, плюс возможность ускоренной амортизации. По версии Минфина, это позволит полностью окупить, например, вложенные в оборудование инвестиции. Такая система уже была запущена в 2011 году, однако бума прихода нового бизнеса в Украину так и не было. В Минфине хоть и предлагают такую норму, но затрудняются сказать, какой эффект она дала тогда и чего чиновники ожидают в перспективе. "На данном этапе вопрос нужно проговаривать. Если брать формулу, заложенную в предыдущие годы, то потери были незначительные, и небольшая часть предприятий воспользовалась каникулами, - отметил замминистра финансов Евгений Капинус. - Но это дает выбор бизнесу: на какой системе им лучше работать: в режиме каникул или на упрощенной системе".
Дмитрий Олейник добавляет, что для иностранных инвесторов предложения, может, и не будут стимулом для прихода в страну, но для внутреннего бизнеса - вполне может стать "серьезным шагом навстречу". "У турков, поляков ускоренная амортизация 100%, то есть условия, предложенные Украиной, - неконкурентны. Но для внутреннего бизнеса, когда существенно поменяется налоговая нагрузка, это станет стимулом реинвестировать в производство", - считает Олейник.
Открытыми в разделах по налогу на прибыли и НДС для бизнеса все еще остаются вопросы погашения долгов по возврату НДС и с переплатами. По данным ФРУ, на 1 сентября объем переплат по прибыли превышал 38 миллиардов гривен, по возмещению НДС - 23 миллиардов гривен.
Милиции на смену идет полиция
Параллельно с изменения в Налоговый кодекс пойдет и законопроект о создании финансовой полиции (ФП) вместо налоговой милиции.
Ликвидировать налоговую милицию Александр Данилюк пообещал до конца года. Налоговые же полицейские будут подчиняться непосредственно Минфину. Основное отличие от действующей структуры - новая структура будет в целом защищать финансовые интересы государства, а не только в части налогового направления и бюджетной сферы.
Кроме того, в сферу деятельности ФП не будет входить противодействие административных правонарушениям со стороны предпринимателей. Это нивелирует ее потенциальное давление на бизнес, уверена Острикова, которая является соавтором аналогичного депутатского законопроекта - №4228. По ее словам, данный законопроект депутаты готовы отозвать. "Финансовая полиция станет единым органом, который будет противодействовать уклонению от уплаты налогов, хищению государственных средств, злоупотреблениям с финансовой помощью иностранных доноров", - добавляет депутат.
Для этого ФП сможет пользоваться аналитическим направлением в работе. А полномочия определены законом "О Национальной полиции" и Уголовно-процессуальным кодексом. Они незначительно отличаются от нынешних, на основании которых работает налоговая милиция: от опросов и проверки документов до применения оружия. Но, например, иметь доступ к жилью ФП уже не сможет.
По аналогии с Нацполицей, отбор сотрудников будет проходить на конкурсной основе. В комиссию войдут, как представители от общественности, так и чиновники с депутатами, а также адвокаты и прокуроры.
Острикова уверена, что, таким образом, все органы, принимающие участие в уголовном процессе финансовых расследований, смогу взять на себя ответственность в выборе руководителя полиции. Он избирается на пять лет и дважды занимать свою должность руководителя не может. Новая служба, согласно законопроекту, будет на 25% состоять из тех, кто в течение года работали в ГФС на должности следователей или оперативников. На 70% ФП будет состоять из новых сотрудников.
Юлия Дроговоз скептически оценивает перспективу создания финполиции. Без полномасштабной реформы судебной и правоохранительной систем, переформатирование налоговой милиции в финансовую полицию мало что даст. Как раз именно вокруг принятия этого законопроекта Острикова и ожидает наибольшие дискуссии. Кроме того, споры в парламенте возникнут вокруг передачи баз данных в Минфин. Когда изменения только обсуждаются, они имеют массовую поддержку со стороны депутатов, но, после регистрации в Верховной Раде ситуация резуо меняется.