• Посилання скопійовано

Чому система електронного адміністрування ПДВ дала збій на старті

Система електронного адміністрування ПДВ зависла на 4 дні в самий "гарячий" період подання звітності

Чому система електронного адміністрування ПДВ дала збій на старті

Несмотря на противодействие со стороны бизнеса и парламента, ГФС настояла на введении электронного администрирования НДС с начала года. И хотя, как утверждает партнер по аудиту АФ "Аксенова и Партнеры" Татьяна Григорян, уведомления об открытии НДС-счетов в Госказначействе получили не все, документооборот уже полностью перешел в электронную форму, а все налоговые накладные без исключения стали регистрироваться в электронной системе.

Первый отчетный период завершился коллапсом — 17 февраля система электронной регистрации НДС-накладных пала, не выдержав массива информации. "Начали приходить квитанции, о том, что отчет не принят, при попытке зарегистрировать накладную выдавало ошибку", — рассказывает Татьяна Григорян. 20 февраля подошел последний срок сдачи отчетности, система продолжала "лежать". При этом ответственность за сбои по закону Фискальная служба не несет — все правовые риски и последствия ложатся на плечи плательщика. Когда бухгалтера оказались на грани коллективной паники, ГФС перенесла крайний срок на 24 февраля.

В связи с этим 26 февраля крупнейшие мобильные операторы Украины, "МТС Украина", "Астелит" (Life:)) и "Киевстар", подписали открытое обращение к Министерству финансов Украины и Кабинету министров. "Поскольку введенные изменения касаются всех налогоплательщиков независимо от формы собственности и масштабов бизнеса и предусматривают обработку большого объема информации в ограниченные сроки, в процессе внедрения новой электронной системы проявились существенные недоработки технического и регуляторного характера", — говорится в обращении.

Технические недоработки были связаны с тем, что система электронного администрирования с 1 января заработала, но в тестовом режиме. Это означает, что, во-первых, что можно регистрировать НДС-накладные вне зависимости от суммы входящих накладных, во-вторых — отсутствуют штрафы за несвоевременную их регистрацию. По закону, налоговая накладная должна быть зарегистрирована в течение 15 дней, но поскольку за просрочку пока нет ответственности, все, как всегда, дождались последнего дня и начали регистрировать все, одновременно и массово. В масштабах страны система оказалась неспособной обеспечить производительность, необходимую для единовременного создания и обработки всех данных и зависла.

Операторы напомнили, что ежемесячно создают миллионы налоговых накладных и корректировок к налоговым накладным, имея наибольшее количество контрагентов по сравнению с другими индустриями в стране. Но эта же проблема характерна для всех, кто реализует товары и услуги конечному потребителю (общепиты, супермаркеты) — у них миллионы клиентов и все они — неплательщики.

Ольга Богданова, управляющий партнер аудиторской компании Cerberus, описывая февральский коллапс в ходе Форума "Налоги и защита бизнеса", объяснила его именно волной массовой регистрации накладных для неплательщиков. Она также отметила, что с 1 февраля массив информации будет только накапливаться и расти. "Заархивировать и отложить в сторону накопленную информацию нельзя — все накладные должны быть доступны, чтобы можно было выписывать корректировки", — пояснила Богданова.

По ее словам, система постоянно дорабатывается по ходу дела, на основе жалоб плательщиков, и ее нужно дорабатывать дальше. Григорян, к тому же, советует бизнесу последовать примеру операторов связи и выступать с открытыми обращениями от объединений: "В основном все обращались к инспекторам или звонили в техподдержку, когда возникла проблема, но чтобы заставить ГФС реагировать, нужно писать официальные письма".

Богданова предлагает, учитывая техническую слабость системы, освободить от необходимости регистрировать в системе налоговые накладные для неплательщиков НДС: "Регистрация НДС-накладных неплательщикам занимает массу времени, места и при этом не несет никакой смысловой нагрузки — неплательщикам налоговый кредит все равно не нужен", — убеждена она.

К слову, сегодня, через два месяца после начала работы системы, Кабинет министров утвердил поэтапность ее введения. Такое решение закреплено постановлением правительства №82 от 4 марта.

Кабмин установил, что "система электронного администрирования НДС внедряется поэтапно: в тестовом режиме — во время переходного периода (с 1 февраля до 1 июля 2015 года или до другой даты, которая может быть определена отдельным решением Верховной Рады о сокращении этого срока)".

Джерело: Діло

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДВ»