Все договоры об открытии карточного счета и получении банковской платежной карты (далее — БПК) с 11.11.2014 г. должны содержать следующие новые обязательные условия (п. 8 раздела ІІ Положения №705):
— порядок получения согласия пользователя БПК на дальнейшее обслуживание в банке при изменении тарифов;
— право банка приостанавливать платежные операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма в соответствии с требованиями законодательства Украины;
— право банка на время установления правомерности перевода приостанавливать зачисление средств на счет пользователя в случае поступления от банка-инициатора сообщения о ненадлежащем переводе средств.
Пока сложно сказать, будут ли заключать банки дополнительные соглашения к договорам, заключенным до 11.11.2014 г., чтобы учесть новые обязательные условия данных договоров. Но об указанных изменениях правил банки должны предупредить пользователей способом, предусмотренным текущим договором на картсчет.
Обратите внимание: в соответствии с п. 9 раздела ІІ Положения №705, банк обязан направить пользователю БПК информацию об изменениях правил пользования или тарифовна обслуживание БПК. И сделать это не позже чем за 30 календарных дней (1) до даты, с которой начнут действовать соответствующие изменения. В уведомлении банк указывает, что пользователь имеет право до этой даты расторгнуть договор без уплаты дополнительного комиссионного вознаграждения за его расторжение. Если пользователь БПК не сообщил банку о расторжении договора до даты, с которой будут действовать новые правила или тарифы по БПК, то такие изменения считаются согласованными между банком и пользователем. Кстати, такие же нормы прописаны и в п. 14.10 ст. 14 Закона о платежных системах.
----------------(1)-----------------
Здесь имеется в виду факт направления банком почтового отправления (или направления уведомления другим способом), а не факт его получения пользователем. От этого факта следует рассчитывать срок 30 календарных дней.
-----------------------------------------
Теперь банкам четко запретили продавать пользователям БПК вместе с услугами по открытию счетов и обслуживанию БПК другие банковские продукты или услуги в качестве обязательного условия предоставления БПК (п. 17 раздела ІІ Положения №705). То есть клиент банка может пользоваться в нем одновременно разнообразными услугами, в частности и по БПК, но он должен делать это исключительно по собственному желанию.
Известно, что в случае утери БПК пользователь должен сообщить об этом банку-эмитенту. Если БПК попала в руки злоумышленников, то с даты такого сообщения риск убытков несет банк. Конечно, если не будет доказано, что к утере или незаконному использованию БПК не привели действия или бездействие такого пользователя (п. 6 раздела VI Положения №705). До сообщения риск убытков в полной сумме несет пользователь (до 11.11.2014 г., согласно п. 6.9 Положения №223, пользователь нес убытки в пределах максимальной суммы 1500 грн). Впрочем, как и раньше, за платежи без физического предъявления или электронной идентификации БПК добросовестный пользователь не несет никакой ответственности (п. 9 раздела VI Положения №705).
О завершении срока действия БПК банк-эмитент должен сообщить пользователю за десять календарных дней способом, предусмотренным договором (п. 16 раздела ІІ Положения №705). В этом сообщении банк указывает, что пользователь БПК вправе закрыть счет, а также о комиссионном вознаграждении, которое с него будет взиматься, в случае если счет не закрыт и у пользователя нет больше действующих БПК, эмитированных к этому счету. Таким образом, у клиента банка не будет сомнений относительно того, закрывается ли такой счет без его заявления после прекращения обслуживания карточки, и он точно будет знать, по каким незакрытым счетам у него накапливается долг перед банком в сумме комиссионного вознаграждения.
Подробнее читайте в свежем номере “ДК” №47 (24.11.2014)
Василий Рорат,
“Дебет-Кредит”