Кабмин готовит продолжение пенсионной реформы, начатой осенью 2017 года. Некоторые изменения произойдут в течение ближайших месяцев, другие будут внедряться на протяжении всего 2018-го. Всего четыре глобальных направления, - пишет UBR.ua
Первое и второе: после индексации выплат примерно 10 млн обычных пенсионеров в прошлом октябре, в апреле этого года чиновники взялись за перерасчет пенсий военным и автоматизацию работы самого Пенсионного фонда.
Третье: в правительстве обещают разработать механизм, позволяющий повысить пенсии тем, кто имел большой стаж, но маленькую зарплату. Это колхозники, те, кто работал в тени за минимальную зарплату и прочие.
Четвертое: до конца года должен появиться так называемый второй уровень пенсионной системы, при котором с зарплат работающих украинцев и их работодателей будут отдельно собираться средства в накопительный фонд. Там будут сами взносы и проценты, которые на них удастся заработать. Все эти деньги люди получат после выхода на заслуженный отдых. Проработка и детали нового механизма должны быть завершены в 2018 году, а внедрение второго уровня пенсионной системы намечен на январь 2019-го.
Пенсии — военным
Первым делом правительство занялось военными, которым пенсия назначается по специальному законодательству. Из-за чего они просто выпали из общей индексации. К середине апреля, как заявил вице-премьер-министр Павел Розенко, уже 90% из 536 тысяч военных пенсионеров получили перерасчет. К маю эта работа будет полностью завершена.
Но если для обычных пенсионеров с 2019 года новым законом предусмотрена автоматическая индексация пенсий, то для военных и прочих силовиков придется писать новый закон.
«Нам понадобилось полтора месяца для перерасчета пенсий 536 тыс. военных и всего неделя для пересчета пенсий 10 млн пенсионеров. Вот разница между современным законом и устаревшим. Мы будем переубеждать депутатов и общественность принять наш новый закон для пересчета пенсий военным», — заявил министр социальной политики Украины Андрей Рева.
Пока, по его словам, нет консенсуса с депутатами и общественными активистами. А без этого правительство не станет вносить его в Верховную Раду.
Пенсионный возраст
Пока власти обещают не поднимать пенсионный возраст, по крайней мере, до тех пор, пока не вырастет продолжительность жизни украинцев. При средних показателях жизни украинских мужчин в 63-65 лет, по словам Павла Розенко, это не имеет экономического смысла.
Поэтому пенсионный возраст повышать будут, но в перспективе 10-15 лет. Впрочем, это может случиться и раньше, ведь все хорошо знают, как быстро может меняться позиция властей в зависимости от ситуации.
Создадут реестры
Но речь идет не только о повышении пенсий и пенсионного возраста. В Пенсионном фонде обещают улучшить сервис за счет автоматизации. В частности, за счет создания Единого реестра застрахованных лиц в ПФ, где собрана информация о всех пенсионерах и работающих украинцах (размер пенсии, или пенсионных взносов, трудовой стаж и т.п.). Всего в нем значится около 42 млн человек.
В результате у нынешних и потенциальных пенсионеров появится возможность:
- отслеживать все отчисления в ПФ работодателями;
- видеть учтенный трудовой стаж;
- получить расчет будущей пенсии;
- оформить пенсию в ближайшем отделении ПФ или Центре оказания админуслуг, независимо от места нахождения или регистрации;
- получать необходимые справки и прочие документы без посещения отделений ПФ.
«Срок назначения пенсии был 10 рабочих дней. Мы хотим сократить его до 15-20 минут. Получить эту услугу можно будет без посещения ПФ», — заверил глава правления Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный.
К началу 2019 года, как обещает руководство ПФ, можно будет дистанционно получать три десятка админуслуг, вместо нынешних 13-ти.
Понятно, что далеко не все пенсионеры имеют доступ к интернету и умеют им пользоваться. Не говоря уже об использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) в помощью которой и можно получать все выписки и обмениваться информацией с ПФ удаленно. Кто умеет пользоваться компьютером, сможет воспользоваться специальным рабочими местами в отделении ПФ. Всем остальным по-прежнему придется толкаться в очередях к инспектору.
Заканчивается создание Единого госреестра получателей жилищных субсидий. Его обещают показать в работе уже в мае.
Порядок начисления субсидий
В Минсоцполитики также подготовили новое положение о субсидиях, проект которого после утверждения на Кабмине будет обнародован. Например, для тех, кто уехал за границу на заработки и не платит пенсионные взносы. Подробнее об этом здесь>>
«Мы готовы давать субсидию семьям тех, кто работает за границей, при условии, что они добровольно застрахуются и заплатят минимальный взнос (ЕСВ) за три месяца. Это около 2,5 тыс. грн. За это мы готовы дать им субсидию и страховой стаж, который даст им право на получение пенсии в будущем», — рассказал Андрей Рева
Еще пример. Муж, жена, двое детей. Он работает, она нет. Они регистрируются у ее родителей-пенсионеров, а он — у своей матери-пенсионерки. Жена и дети оформляют субсидию на свое жилье, а мать мужа подает заявление, что он с ней не живет и тоже получает субсидию. В результате, доходы единственного работающего в семье человека не учитываются в доходе ни одной семьи. Теперь будут считать доходы всех членов семьи, фактически проживающих по адресу, где оформляется субсидия.
В дальнейшем правительство обещает усилить персонификацию пенсионных выплат. Но введение второго уровня пенсионной системы остается самым сложным вопросом.
Введение накопительной системы
Напомним, что указ президента о пенсионной реформе и трехуровневой пенсионной системе был подписан еще 20 лет назад. Все эти годы ведутся дискуссии относительно того, какую модель, опираясь на мировой опыт, лучше всего применить в Украине.
«К сожалению, складывается такое впечатление, что правительство не справляется с задачей по введению второго уровня пенсионной системы — обязательной накопительной системы с 1 января 2019 года. Что прямо предусмотрено законом о пенсионной реформе, который был принят в октябре 2017 года», — рассказала UBR.ua руководитель Института общественных свобод Галина Третьякова.
Правительство отозвало свой проект №4608, а нового не подало. Поэтому группа депутатов в прошлом году подали свой вариант решения проблемы введения обязательной накопительной пенсионной системы №6677.
Напомним, речь идет об обязательном взносе по 2% с работника и с работодателя на начальных этапах создания пенсионной системы второго уровня. И этот проект можно было бы принять уже осенью, чтобы граждане и бизнес успели подготовиться к внедрению системы с 2019 года.
В марте этого года профильный комитет ВР одобрил проект №6677 для внесения на голосование. Но пока его так и не поставили в повестку дня.
«Премьер-министр занял невнятную позицию по данному вопросу. Теперь он больше говорит о реформе солидарной системы и повышении выплат именно на первом уровне. И ни слова о накопительном страховании. Между тем уровень замещения пенсией зарплаты за последние 20 лет сократился с 60% до 40%, а в ближайшие годы сократится еще больше — до 18%, согласно прогнозам Всемирного банка», — подчеркнула Третьякова.
Поэтому депутаты будут продолжать давить на правительство с требованием выполнить сроки введения второго уровня пенсионной системы.
Но здесь вопрос, готовы ли сами граждане участвовать в накопительной системе. Так, недавний опрос USAID показал, что больше половины (54%) украинцев не хотели бы стать участниками накопительных программ. И только 8% готовы вкладываться в негосударственные пенсионные фонды при условии налоговой льготы на такие взносы.
Константин Симоненко
***
Читайте также: Век живи – век копи: какую пенсионную реформу готовят украинцам?