Особенность деятельности - посредничество
Сама специфика транспортно-экспедиторских услуг определяет основные риски, с которыми может столкнуться экспедитор в случае назначения у него плановой или внеплановой документальной проверки. Ведь договор оказания услуг транспортного экспедирования – это договор с элементами посредничества, в котором, однако, посредник чаще всего выступает в отношениях с перевозчиками и прочими субъектами от своего имени. Нередко договор между клиентом и экспедитором может быть смешанным, когда исполнитель обязуется перевести груз или же организовать перевозку, то есть вид договора можно определить только из дополнительных соглашений или первичной документации такого исполнителя. «Смешанность» договоров и посредническая специфика экспедитора уже могут создать трудности при проверке: налоговый инспектор с сомнением будет слушать ваши объяснения о разных типах договорных отношений.
Экспедитору нужно хорошо понимать суть своей работы, чтобы опираясь на нормы Налогового кодекса грамотно обосновывать такие особенности налогообложения транспортно-экспедиторской деятельности.
Льготные ставки налогов
В части налогообложения НДС в практике проверок отмечается «пристальное внимание» к правильности начисления налога по льготной ставке 0% при международных перевозках грузов, а также при их экспедировании. Сложность отстаивания обусловлена и шаткостью позиции с точки зрения НКУ (основные аргументы – лишь в обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ №610 от 06.07.2012 г.), и зачастую нехваткой документов, подтверждающих маршрут международной перевозки.
Дополнительные сложности может испытывать экспедитор, который не единственный в цепочке экспедирования груза: средства поступают от одних субъектов, а грузоотправитель или грузополучатель – другой субъект.
«Заниженная» налоговая база
Налоговый инспектор «предпочитает» простоту подсчета налогов. В связи с этим, конечно, можно предвидеть пристальное внимание к «транзитным деньгам» экспедитора. Как налог на прибыль, так и единый налог экспедитор подсчитывает исходя из своего вознаграждения, а не исходя из всех поступлений. Но такая позиция может потребовать дополнительного доказывания, поскольку желание пересчитать объект налогообложения исходя из общего оборота денег у инспектора точно возникнет. Ключевым аргументом доказывания является грамотный договор экспедирования, а также юридическая «чистота» первичных документов, подтверждающих сделки в рамках такого договора.
Налог на фрахт
Об обязанности удерживать и платить налог на фрахт экспедитор рискует узнать только во время самой налоговой проверки, от проверяющего его инспектора. Экспедиторы поголовно «игнорируют» обязанность уплачивать налог на фрахт или же не подозревают о его существовании. Конечно, этот вопрос коснется только экспедиторов, привлекающих нерезидента для выполнения услуг перевозки. Однако особенности удержания этого налога, а также нюансы урегулирования двойного налогообложения (при условии, что его позволяют избежать международные договоры) достаточно сложны и ошибок в этой части у экспедиторов много.
Минимизировать риски начисления налоговых обязательств, а в случае начисления – успешно отстоять свои права в суде поможет отработанный документооборот, а именно: соблюдение юридической «чистоты» договорной схемы и правильность составление первичных документов по договору ТЭО.