• Посилання скопійовано

За наводкою ДФС: як приходять ревізори з Держпраці і що перевіряють

Про особливості трудових перипетій, скаргах на неофіційне працевлаштування, обмін інформацією з ДФС і Пенсійним фондом розповів в інтерв'ю керівник Держпраці Роман Чернега

За наводкою ДФС: як приходять ревізори з Держпраці і що перевіряють

После двукратного роста минимальной зарплаты с начала 2017 года Государственная служба по охране труда усилила проверки бизнеса и уже выписала ему штрафов более чем на 100 млн гривен за нарушение трудового законодательства.

Об особенностях трудовых перипетий, жалобах на неофициальное трудоустройство, обмене информацией с ГФС и Пенсионным фондом UBR.ua рассказал руководитель Госслужбы Роман Чернега.

 

Роман Тарасович, насколько активно ведется работа по проверкам правильности оформлении работников?

С начала года все управления Госслужбы по вопросам охраны труда по Украине провели более 10 тыс. проверок. Среди наиболее часто встречающихся нарушений: невыплата заработных плат, несоблюдение законодательства при увольнении сотрудников, нарушение режима предоставления выходных и отпусков.

Что касается нелегальных работников, то за 6 месяцев 2017 года в бюджет Пенсионного фонда (ПФ) поступило сверх плана 14 млрд. грн. Это свидетельствует о росте количества легально-оформленных работников.

 

Это уже стабильный показатель или возможные его колебания?

Лед тронулся, но на сегодня можем говорить о незначительных результатах. В этом направлении надо еще работать. Интересно будет оценить результаты за 9 месяцев. Посмотрим в целом на показатель и его изменение по отраслям: сохраняется ли динамика роста, где наблюдаются какие-то проседания.

Это позволит детальнее понять, например, как показатель количества легальных работников зависит от сезона. Летом много сезонных работ, например, в сельском хозяйстве. Возможно на эту отрасль надо обратить внимание во время осенне-полевых работ 2017 г., или весенне-полевых работах в 2018 г.

 

Чему уделяете больше всего внимания?

Не выделял бы что-то одно, но проводим большую работу по выявлению, в том числе нелегальных работников как на основании информации ГФС, профсоюзов, так обращений граждан, которые могут обращаться с связи с проблемами выплаты заработных плат. Многие аспекты информации госорганов или работников позволяют предположить, что предприятие или физлицо-предприниматель находится в зоне риска в части наличия нелегальных работников.

 

Участились ли жалобы сотрудников на работодателей из-за их нежелания официально трудоустраивать?

Конкретные цифры не готов сказать, но точно могу отметить, что количество жалующихся не растет. Люди больше обращаются за разъяснениями по вопросу выплаты минимальных заработных плат после проведенного повышения ее уровня в 2017 году. Как оказалось, украинцы рассчитывали получать на руки 3,2 тыс. грн., не понимая, что с минимального заработка работодателю также необходимо удерживать обязательные налоги и сборы. Количество жалоб граждан, получающих на руки в пределах 2,6-2,7 тыс. грн., велико. А тех, кто жалуется на нелегальную работу, наоборот, немного.

 

Получается, что расчет на то что люди, помогут вывести заработный фонд из тени, себя не оправдал?

Думаю, что в результате принятия и запуска пенсионной реформы, количество обращений может вырасти. Это прогнозируемо, потому что сотрудники понимают, что белая зарплата — это их социальное обеспечение в пенсионном возрасте.

Если они не будут официально трудоустроены, то не будут иметь и пенсий. Поэтому наше внимание максимально сосредоточено на том, чтобы донести работодателям, а больше даже работникам, необходимость официального оформления трудовых отношений.

 

Как много штрафов начислили по результатам проверок?

Общая цифра штрафов: по состоянию на 1 сентября этого года около 134 млн. грн. Есть ряд очень крупных. Мы вынесли около 15 постановлений по Украине о наложении штрафов в 320 тыс. грн. за недопуск инспекторов к проверкам. Но заметьте, при 10 тыс. проверок по стране 15 прецедентов — это мизерная цифра. На сегодня часть этих огромных штрафов уплачена, часть оспаривается в судах, а по некоторым работодатели решают платить или нет.

 

Весной было подписано соглашение между вашей структурой, ГФС и Пенсионным фондом об обмене информацией. Началось сотрудничество?

Сотрудничаем очень тесно. На днях по информации ГФС проводили проверку и выявили у одного работодателя 4 нетрудоустроенных сотрудников. Что касается содержания обмениваемой информацией, то налоговые инспекторы, выйдя на проверку по вопросам уплаты налогов, видят количество сотрудников и могут сравнить цифру с наличием трудовых договоров, оценить есть ли аналогичное количество данных по налоговой базе в части учета сотрудников как плательщиков налогов — ЕСВ, подоходного налоги и т. д.

 

А какую информацию Госслужба труда предоставляет налоговой?

Передаем информацию о подтвержденных или опровергнутых фактах нарушений. В принципе ГФС и сама видит, когда после нашей проверки работодатели уведомляют об оформлении своих работников, так как в Государственной фискальной службе увеличивается количество зарегистрированных налогоплательщиков.

 

Обращаете ли при проверках внимание индексацию зарплат?

Конечно. Если во время проверок устанавливается факт отсутствия индексации, то это квалифицируется как нарушение по оплате труда и накладывается штраф, если предприятие не исправляет ситуацию.

Сейчас мы стараемся проводить больше разъяснительной работы. Рекомендуем предприятиям обращаться к нам с любыми вопросами, помогаем проводить технический аудит по вопросам соблюдения трудового законодательства. По результатам аудита выдаем справку, в которой указываем все недочеты, которые предстоит исправить.

Никакие последствия и санкции после такого аудита для предприятия не предусматриваются. Это шаг на встречу бизнесу в рамках политики дерегуляции, задекларированной государством.

 

И часто обращаются за такой помощью?

Возможность предоставления такой услуги появилась в мае этого года. Предприниматели могут обращаться за помощью в любое из 24 областных управление Гоструда. Пока это еще не стало трендом, так как менеджмент предприятий или не до конца понимает пользу от таких обращений, или не верит в результативность подобного сотрудничества.

Но постепенно количество обращений увеличивается. Мы больше стремимся донести такую информацию представителям микро и малого бизнеса, у которых нет штата юристов. Стараемся, чтобы представители МСБ заранее устранили возможные нарушения трудового законодательства и у них не было проблем уже при приходе инспектора с проверкой.

 

Как координируется работа инспекторов Гоструда и инспекторов трудовых служб, которые создаются местными органами власти?

Основным координатором является Гоструда. Инспекторы труда, которые работают при созданных объединениях территориальных общин, проходят регистрацию в Гоструда. Мы выдаем им удостоверения установленного образца, вносим в соответствующий реестр (с фото, указанием ФИО, должности в органе местного самоуправления).

Предприниматель, к которому с проверкой пришел такой инспектор, может на данном сайте удостовериться в личности проверяющего. Кроме того, когда такой инспектор выходит на проверку, он обязан подать информацию об этом в реестр инспекционных посещений, чтобы избежать дублирования проверок.

 

То есть, чтобы на одно и тоже предприятие не выходили инспектор Гоструда и инспектор местного органа самоуправления?

Конечно. Для этого подобную систему запустили. Она уже работает, и, если будут возникать прецеденты дублирования, будем разбираться в причинах. Но сегодня все органы местного самоуправления каждый день консультируются с нашими областными управлениями чтобы наладить оптимальный процесс. Это новинка в нашей работе. Такого ранее не было.

 

Сколько жалоб поступило на работу инспекторов Гоструда и сколько выявлено лже-инспекторов по труду?

Жалобы на инспекторов труда есть, но это единичные случаи. Что касается лже-инспекторов, то были жалобы в 2016 году и в начале 2017 года. Но с момента опубликования информации об удостоверениях инспекторов труда на сайте Гоструда подобная информация не поступала.

Джерело: UBR

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024162
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 483
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 8856
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024164
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460