• Посилання скопійовано

Життя без копійки: чи готові торгові мережі та громадське харчування до вилучення монет?

Восени НБУ виводить з обігу монети номіналом 1, 2 і 5 копійок. Чи підготовився бізнес до округлення монет? Про це поговоримо далі

Життя без копійки: чи готові торгові мережі та громадське харчування до вилучення монет?

С 1 октября 2019 года Национальный банк планирует вывести из обращения монеты номиналом 1, 2 и 5 копеек. Такое решение он объясняет не только повышением удобства расчетов, но и желанием исправить путаницу из-за сходства этих копеек с новыми монетами номиналами 1 и 2 гривны. Кроме того, сам Нацбанк сэкономит на чеканке монет, как оказалось, до 90 млн грн в год. Очевидная выгода. Но готовы ли к отсутствию монет в ларьках, торговых сетях и заведениях общепита?

 

У бизнеса есть вопросы

По идее, должны быть готовы: уже больше года как НБУ прекратил чеканить мелкие разменные монеты и утвердил правила округления суммы наличных расчетов в чеке. Согласно этим правилам, если сумма расчета заканчивается на 1, 2, 3, 4 коп. — она округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая оканчивается на 0 копеек. Если сумма расчета оканчивается на 5, 6, 7, 8, 9 коп. — она округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 коп.

Тем не менее, вопросы к применению округления общих сумм в чеках возникают по сей день. В начале сентября Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) призвала НБУ внести изменения в постановление, которым регулируется механизм округления в чеках, разрешив предприятиям использовать механизм скидок и надбавок.

"Проблемой остается реализация подакцизных товаров по ценам выше или ниже минимальной для алкогольных напитков, табачных изделий. Ведь если бизнес реализует продукцию по цене ниже минимальной даже на 1-2 копейки, предусмотрен штраф в размере 100% от стоимости партии, но не менее 10 тысяч грн. Поэтому стоит этот аспект урегулировать, ведь странно накладывать штрафы на бизнес не за нарушения, а из-за правовых неточностей", — заявила тогда менеджер комитета по вопросам алкоголя и торговли алкогольными напитками ЕБА Кристина Линиченко.

 

Различные определения цены

НБУ 21 августа пригласил ЕБА и ДФС обсудить спорные вопросы округления. В результате, как сообщили Delo.ua в ЕБА, бизнес и регулятор пришли к тому, что необходимо понимать различные определения цены товара, по которой он реализуется, и суммы самой покупки после округления.

Так, субъекты хозяйствования могут теперь дополнительно печатать в реквизитах расчетных документов общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах фискального чека. Указанная в чеке "общая стоимость приобретенных товаров (оказанных услуг) по чеку после округления" будет считаться суммой расчета по соответствующему расчетному документу.

В самой ДФС Delo.ua сообщили, что не считают нарушением минимальных и максимальных розничных цен на алкогольные напитки и табачные изделия, в случае если в чеке отдельно будет указана цена на товар (без нарушения требований), округленная скидка/округленная надбавка и общая сумма после округления. "Штрафные санкции могут применяться только за нарушение размера минимальных и максимальных розничных цен, а не к округленным общим суммам в чеке при расчетах наличными за алкогольные и табачные изделия", — сообщают в ведомстве.

 

Никому ни копейки

Но правила округления сегодня нередко нарушаются: одни продавцы округляют всегда в свою пользу, другие — просят у покупателя найти необходимые копейки. Особенно часто люди сталкиваются с такими проблемами в небольших маркетах и киосках.

"Если я буду "дарить" каждому своему клиенту копейки, то в конце месяца не досчитаюсь в кассе 100 грн как минимум. А я ведь здесь не хозяйка. Потом эти деньги снимут с моей зарплаты", — сетует Delo.ua продавец киоска канцелярии Марина.

Правда, не все так категоричны. После введения механизма округления ряд предприятий торговли и сферы услуг начали предоставлять покупателям чеки с указанием суммы до округления и после. Еще ряд предприятий торговли и сферы услуг ввели собственные бонусные программы лояльности (индивидуальные кошельки), куда по согласию клиента зачисляется сдача — копейки.

"Таким образом у покупателя, который является нашим постоянным клиентом, на его карте лояльности за месяц может накопится 10 и больше грн, которыми он в начале следующего месяца может оплатить часть своей покупки", — рассказывают в сети магазинов "Фора".

Предприятия общепита еще задолго до введения механизма округления в своих меню стоимость блюд перестали указывать в копейках.

В НБУ признают, что за прошедший год к ним обращались как юрлица, так и физлица, с вопросами по округлению. "Подавляющее большинство таких обращений касалось разъяснения механизма округления и применение таких правил (настройки регистраторов расчетных операций, применения правил в случае возврата покупателем товара и т.п.)", — сообщает пресс-служба НБУ.

Вместе с тем, банковский регулятор утверждает, что законодательно не уполномочен осуществлять проверки субъектов хозяйствования, в том числе по правильности применения правил округления. Поэтому со всеми дальнейшими жалобами и вопросами на этот счет рекомендует обращаться в Министерство финансов Украины.

*** 

Читайте также: 

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Готівковий обіг та каса

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Готівковий обіг та каса»