• Посилання скопійовано

Навіщо Кабмін реанімував ведення обліку витрат єдинниками?

У калейдоскопі подій, зміни влади, виконавців, які похапцем готують урядові рішення, з'явилася постанова Кабміну, яка викликала подив і здивування

Навіщо Кабмін реанімував ведення обліку витрат єдинниками?

Постановлением КМУ от 23.09.2014 г. № 485 “О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины в связи с принятием Закона Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений”, как видно из названия, вносятся изменения в целый ряд постановлений КМУ. В их числе постановление от 26.09.2001 г. № 1269 (далее – Постановление № 1269), которым был утвержден Порядок ведения книги учета доходов и расходов (далее – Порядок УДР). Изменения носят косметический характер: слова “субъектами предпринимательской деятельности – физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога)” заменяют словами “физическими лицами – предпринимателями, которые уплачивают единый налог”.  

Невольно возникает вопрос: неужели Постановлением № 1269 следует руководствоваться до сих пор? Каким образом, ведь действующее законодательство изменилось несколько лет назад?

Немного истории

В свое время Постановление № 1269 было принято во исполнение ст. 9 Закона Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” (далее – Закон о РРО), п. 6 которой предусматривал, что “регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности – физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины по предоставлению государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регуляторную политику”. (Кроме того, на основании Порядка УДР должны были вести учет и общесистемщики, которые приобрели льготный торговый патент и не зарегистрированы плательщиками НДС.)

Форму книги под Порядок УДР должна была разработать налоговая, но она этого так и не сделала. Налоговики ограничились письмом, в котором указано, что единщикам для ведения учета доходов и расходов необходимо использовать книгу, форма которой является приложением № 10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12 (далее – Книга ф. № 10).

Так что порядок приняли, но применять его было невозможно, поскольку Книга ф. № 10 не содержала всех тех граф, которые предусмотрены Порядком УДР.

Упрощенка по Указу

В то же время единщики руководствовались приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, который был издан во исполнение норм п. 4 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” и определял порядок ведения учета доходов и расходов. А п. 8 данного Приказа обязывал вести Книгу УДР по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 12. При этом обязательному заполнению в ней подлежали лишь графы “период учета”, “затраты на производство продукции”, “сумма выручки (дохода)", “чистый доход”.

Таким образом, несмотря на то что порядка ведения доходов и расходов было два с разными требованиями, существовала одна форма Книги УДР (Книга ф. № 10) и выполнить требования Постановления № 1269 было невозможно, поэтому о его существовании знали, но не применяли.

Упрощенка по НКУ

С 1 января 2012 года вступила в силу гл. 1 р. XIV Налогового кодекса Украины (НКУ), кардинальным образом изменившая порядок применения упрощенной системы налогообложения. С этой даты утратила силу Инструкция № 12 и Книга ф. № 10. Налоговики уже не могли требовать заполнения Книги ф. № 10 согласно Порядку УДР.

Единщиков разбили на группы и для каждой определили свой порядок ведения учета. Неплательщики НДС ведут учет только доходов, а плательщики – доходов и расходов.

Во исполнение норм НКУ Минфином утверждены новые формы книги учета доходов (доходов и расходов), которые единщики ведут вот уже третий год. У них совершенно другая форма и порядок заполнения. При заполнении новых книг невозможно руководствоваться Порядком УДР.

Закон не требует

Закон о РРО также претерпел свои изменения. Еще в декабре 2010 года Законом Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI изменена формулировка п. 6 и 8 ст. 9 Закона о РРО“регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:

   <…>

   6) при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами – предпринимателями, которые уплачивают единый налог”;

   <…>

   8) при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) в соответствии с Налоговым кодексом Украины”.

Как видим, в нем уже отсутствует требование о ведении учета доходов и расходов данной категорией налогоплательщиков в порядке, определенном Кабмином.

Таким образом, несмотря на то что Постановление № 1269 осталось в статусе действующего, руководствоваться им закон не требует, формы книги нет.

Как жить дальше?

Многие налогоплательщики считали, что Постановление № 1269 просто забыли отменить. Теперь же о нем вспомнили, но не отменили...

Что означает внесение в него изменений, пусть даже и косметических? Этот вопрос не праздный, ведь вести учет доходов и расходов согласно Порядку УДР должны и единщики, и общесистемщики, которые приобрели льготный торговый патент и не являются плательщиками НДС. Что теперь делать таким предпринимателям? Ведь ни НКУ, ни Закон о РРО не требуют вести учет в порядке, определенном Кабмином.

Напомним, что кабминовский Порядок УДР требует вести учет расходов и отражать в учете стоимость товаров, полученных для реализации. А самое главное – указывать каждую продажу и подводить итоги ежедневно. Мнение редакции: этого делать не следует, поскольку действующее законодательство этого не предусматривает.

Но как к реанимации Постановления № 1269 отнесутся органы фискальной службы? (О том, что их не зря так назвали, мы уже говорили.)

Спросим у КМУ

Понимая всю неоднозначность сложившейся ситуации с Постановлением № 1269, редакция газеты направила запрос в Кабмин с просьбой разъяснить:

   – на основании какого законодательного акта действует это Постановление;

   – кто должен руководствоваться данным документом и в каком случае;

   – если есть законодательные основания для руководства Постановлением № 1269, в книге какой формы вести учет доходов и расходов?

Надеемся, что правительство поймет свою ошибку, адекватно отреагирует на наш запрос и отменит Постановление № 1296.

Джерело: Газета «Приватний підприємець»

Рубрика: Спрощена система/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»