Степень MBA имеет магическое влияние на работодателя. Фактически студент, закончивший заграничный ВУЗ, получает билет в светлое будущее, так как обеспечен хорошей работой и перспективой карьерного роста. В то же время, качество образования в Украине, имеющее еще советские корни, желает лучшего. Хотя, стоимость обучения в отдельных отечественных ВУЗах иногда больше чем за границей. Поговорим сегодня о том, где украинскому студенту лучше получать образование: в Украине или за рубежом.
Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, народный депутат Степан Давимука:
«Вы ведь знаете, какие мировые университеты ценятся наивысше. Это знаменитая десятка университетов США, Англии, некоторые университеты Европы. У них очень высокие рейтинги. И тот, кто их заканчивает, имеет гарантированную карьеру. В этом плане, наши выпускники, которые имеют соответствующие знания, таланты и возможности закончить эти университеты, имеют огромные преимущества.
За последние десятилетия уровень украинского образование существенно снизился. Образование, как и всю украинскую жизнь, просекает коррупция. И это воспитывает очень нехорошие черты и у молодого поколения. Также из-за этого наше образование чрезвычайно серьезно отстает от зарубежного. Но у нас, все-таки, еще есть университеты, которые дают хорошую подготовку. В частности, это касается IT-технологий, которые начали интенсивно развиваться без помощи государства. Это фактически единственное направление, мощно развивающееся в Украине. Есть прогнозы, что скажем к 2015 году экспорт продукции программного обеспечения уже перевесит экспорт металлургической продукции.
То есть, у нас есть определенные участки, направления с очень хорошими специалистами и подготовкой. Но, следует отметить, что наши специалисты ценятся просто как дешевая рабочая сила. То есть за счет меньших затрат на заработную плату, мы конкурируем с миром по этим новейшим направлениям. Для примера, новичок по разработке программного обеспечения в Дании получает 5 тыс. евро, а у нас — 1000 долларов. Из-за этого много заказов попадает в Украину. А при разработке программного обеспечения заработная плата составляет 80%. То есть, это достаточно серьезная составляющая конкурентности нашей рабочей.
Говоря в целом об образовании, конечно, его лучше получить в США, а особенно в Великобритании. Я знаю многих молодых людей, окончивших университеты в Великобритании. Они уже на последнем курсе получают очень хорошие предложения по работе. Их карьера обеспечена, они могут работать в любой точке земного шара. В этом особое преимущество. Ну, а у нас, особенно в последние годы, можно наблюдать внедрение «совковых» подходов в образовании. Это обычно приводит к полной катастрофе».
Мнение авторов и блогеров «Минфина»:
Татьяна Павлюк: «На текущий момент, практичнее получать высшее за рубежом. Если речь, конечно, идет о людях, рассчитывающих в жизни на свои силы, не о мажорах.
Аргументы в пользу обучения за границей: 1. Зарубежные дипломы признаются и у нас, и за границей, ибо их, как правило, невозможно купить. 2. За период обучения человек «примеряет» на себя иной образ жизни, что дает возможность принять обоснованное решение остаться ли в дальнейшем там жить. 3. Если страна обучения понравилась, еще в период обучения можно найти работу или открыть свое дело, что намного сложнее сделать из Украины. 4. Бесплатное обучение. Действительно бесплатное».
Алексей Греков: «Наряду с явной учебной программой, проявленной в текстах учебников и тирадах учителей, существует то, что Элвин Тоффлер назвал «скрытой учебной программой». Она действует не на уровне содержания, а на уровне формы: то, как проходит занятие, какие усилия вознаграждаются, какие порицаются, как учитель общается с учениками и как с учителем обращается администрация, — все это формирует в нас жесткие поведенческие стереотипы и накладывает неизгладимый отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь.
Постсоветская школа воспроизводит старую иерархическую индустриальную модель советского общества, вороватого и забюрократизированного, идеологию которого точно описывает следующий принцип: «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». Дети вынуждены приспосабливаться и выживать в агрессивной подростковой среде, сбиваясь в группки «своих», чтоб «не пропасть поодиночке», — или подчиняться сильнейшему, не важно, взрослому или сверстнику. Списывать, лгать, не высовываться, не встревать в чужие разборки, — этому учит нас скрытая программа отечественной школы. Часто говорят: она учит нас жизни. Но мало кто отдает себе отчет, что именно школа эту жизнь создает и воспроизводит!
Поэтому решение дилеммы очевидно: хочешь, чтобы ребенок был успешен у нас — учи его здесь, хочешь, чтобы ребенок впитал другие правила игры — учи его в более цивилизованной стране».
А как вы считает, где лучше учиться, на родине или за границей?