Нередко можно слышать сетования на то, что современная электроника и бытовая техника уже “не служат годами, как прежде”. Действительно, тот, кто привык, что телевизор или холодильник покупали с прицелом на 15 лет, а фотоаппарат передавался от деда внуку, в современной технике часто разочаровывается, ведь она выходит из строя иногда аккурат после завершения срока гарантийного обслуживания.
Новое исследование, проведенное по заказу фракции “Союз-90/Зеленые” в Бундестаге, указывает на конкретные причины быстрого износа или полного выхода из строя многих технических устройств.
Заклеено, затянуто и недоступно
Среди главных причин называется использование ломких, ненадежных комплектующих при сборке устройств. Это касается, например, установления пластмассовых деталей в устройствах, функция которых предусматривает нагревание до высокой температуры: чайники, посудомоечные машины, тостеры и т.п. Эта проблема знакома, например, и многим музыкальным меломанам: из-за некачественного материала постоянно ломаются наушники – один из двух, как правило, начинает “глохнуть”.
Другой проблемой, на которую указывает исследование, является полная интеграция аккумуляторов в электронике, когда заменить их вообще невозможно. Это касается, например, электрических зубных щеток, но также ноутбуков и некоторых смартфонов. Нарекания нередко вызывают и принтеры, которые с помощью микрочипа можно запрограммировать так, чтобы они выходили из строя после печати определенного количества страниц.
На практике это достаточно выгодно для производителей: процесс производства удешевленный, а ремонтное обслуживание и спрос на новые модели обеспечен. Кроме того, производители подогревают спрос и постоянным обновлением модельного ряда, не всегда продиктованным революционным техническим прогрессом. Например, тогда, когда на новую модель ноутбука устанавливают более мощные процессоры и подают это в рекламе как чрезвычайное преимущество. При этом эти же процессоры уже могли быть установлены и на предыдущих моделях.
Производители критику отвергают
По итогам исследования немецкие “зеленые” напрямую обвинили производителей в ведении не совсем честной игры. Такое искусственное стимулирование износа товаров дорого обходится потребителю – несколько миллиардов евро в год, сообщает немецкое информагентство epd. Кроме того, “зеленые” обращают внимание на дополнительные горы электромусора, которого можно было бы избежать.
Спикер фракции по вопросам защиты прав потребителей Николе Майш в связи с этим призвала пересмотреть принятые условия ремонта, замены деталей и гарантийного обслуживания, которое обычно длится от года до максимум пяти, в зависимости от устройства и характеристик.
Вместе с тем представители индустрии не спешат соглашаться с выводами исследования. “Электрические устройства работают долго”, – утверждает исполнительный директор немецкой Центральной ассоциации производителей электроприборов. По его словам, из более 180 миллионов различных устройств в немецких домохозяйствах, более 75 миллионов служат хозяевам уже больше 10 лет.
Дмитрий Каневский