После того как в глобальном рейтинге среднего образования PISA школьники из Великобритании заняли пятое место, а первые позиции достались Китаю и Финляндии, английское Министерство образования решило перенимать опыт своих восточных и северных коллег и увеличить продолжительность учебного времени, сократив вместе с тем каникулы. А поскольку школьники в Соединенном королевстве учатся примерно столько же времени, сколько и в Украине, — 190 дней в году у них и 230 — у нас, и каждый день они находятся в школе по 6 часов.
«Несмотря ни на какие рейтинги, я не считаю, что наше образование хуже. Дело в том, что рейтинги разные, и результаты в них тоже разные. А система образования в каждой стране создается годами, и перенимать чей-то опыт — это не выход. Не думаю, что увеличение количества проводимого в школе времени улучшит результаты, собственно, как и сокращение каникул. Дети и так большую часть дня проводят на учебе. К тому же есть еще и продленка, и если ребенок на нее ходит, то он как раз и проводит в школе целый день», — рассказал нам директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Олег Ересько. По его мнению, лучше акцентироваться на качестве подготовки учителей, мол, это важнее, чем количество часов, проведенных за партой.
«Есть учителя, которые при самых неинтересных учебниках и темах могут провести урок так, что 45 минут пролетят как один миг, а есть те, у которых так не получается. И чего от них можно хотеть, если после пяти лет в университете они приходят в класс, и оказывается, что журнал они в последний раз видели в своем 11-м классе и просто не знают, как его заполнять? А иногда при этом и своим предметом владеют весьма поверхностно. Мы направили в педвузы письма с рекомендациями создавать кафедры в самих школах и давать студентам с первых курсов возможность вести хотя бы по два-три урока в неделю», — говорит Ересько. Учителя тоже не считают, что увеличение количества часов — это выход:
«Дети и так загружены выше крыши. Они приходят домой и садятся делать неподъемные домашние задания, хотя по нормам они должны составлять не больше 1/3 классной работы. А все потому, что учителя сами не могут распределять работу. Если копнуть глубже, то проблема в том, что в педвузы студентов берут по остаточному принципу — тех, кто не прошел в другие вузы. И часто сами будущие преподаватели не хотят и не умеют работать с детьми, а делают это от безысходности», — сказала нам учитель математики из Луганска Наталия Василенко.
Ее мнение разделяет учитель биологии киевской гимназии №136, глава Ассоциации учителей биологии Украины Елена Князева: «У детей и так огромная нагрузка, причем проблема в том, что у нас нет никакой дифференциации школ по возможностям ребенка, нагрузка везде одинаково большая, а такого быть не должно. Если увеличивать количество проводимого в школе времени, то не за счет дополнительных уроков, а за счет кружков. Так дети смогут гармонично развиваться, а родители будут спокойны», — считает Князева. А вот завуч школы в Мариуполе Мария Онищенко считает увеличение количества часов в школах хорошей идеей: «За 45 минут тяжело повторить старый материал и усвоить новый. Именно поэтому детям и задают огромные домашние задания, которые они часто не могут выполнить просто потому, что не до конца поняли информацию на уроке. Кроме того, не так уж много детей ходят в какие-то кружки, родители у всех на работе, и дети предоставлены сами себе и улице. Другое дело, что за дополнительные часы учителям нужно доплачивать. С такими зарплатами, как у нас, заставлять работать сверхурочно — это вообще преступление», — говорит завуч.