Их должны заменить адресной помощью — ежемесячно людям будут выдавать определенную сумму денег, которая призвана покрыть появившиеся траты. Компенсацию получат малообеспеченные, ветераны, инвалиды и пенсионеры. Об этом идет речь в программе развития конкуренции страны на десять лет вперед. Загвоздка в том, будет ли хватать у страны денег на компенсации и насколько вовремя они будут приходить. Утвердить изменения должна Верховная рада.
Реализацию концепции, вероятнее всего, отложат до конца 2014 года. “Сначала нужно создать единый реестр льготников. На это Мировой банк уже выделял Украине 100 миллионов евро евро, и база существует. Но на ее модернизацию и запуск необходимо еще 50 миллионов гривен. В пилотном варианте до конца года реестр заработает в Винницкой области. А до конца следующего — по всей Украине”, — рассказала министр соцполитики Наталья Королевская. Приблизительную сумму компенсации на одного человека в Кабмине пока не просчитывали. “Каждый регион называет свою сумму. Я считаю, нужен единый госстандарт. А перед этим концепцию должны обсудить с людьми”, — добавила Королевская.
Узнав о внедрении единого реестра льготников, в Харькове захотели присоединиться к пилотному проекту. “Еще несколько лет назад я первым заявлял о монетизации льгот, — сказал замгубернатора Харькова Игорь Шурма. — Нигде в мире нет такого количества льготников, как у нас. Можно, к примеру, предоставить возможность пенсионерам ездить на троллейбусе и трамвае четыре раза в день и выдавать на это по 100 гривен в месяц”.
Затраты на создание единого реестра — это не все, на что придется потратиться. По предварительным прогнозам, нужны миллионы гривен на финансирование такой адресной помощи малоимущим. Для этого Рада должна изменить бюджет. “Еще будучи министром соцполитики, я не раз предлагала монетизацию льгот. Только вдумайтесь, из 46 миллионов украинцев 26 миллионов — это льготники! — говорит депутат от “Батьківщини” Татьяна Денисова. — Мы поддерживаем реформу. Но где на это денег взять?”.
“После введения реформы мы не только сэкономим, но и избавимся от задолженности перед перевозчиками”, — считает регионал Александр Стоян. Только за прошлый год Киев задолжал метрополитену 59,3 миллиона гривен, а “Киевпасстрансу” — более 30 миллионов. “Монетизировать льготы нужно. Но делать это стоит постепенно, обсуждая все с людьми. Иначе получится, как в России, которая в 2005 провалила реформу”, — сказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Восемь лет назад Россию захлестнули массовые акции протестов льготников, которые обернулись настоящей дорожной войной: во многих регионах пенсионеры перекрывали главные автомагистрали.