«Укрзалізниця» хочет отделить убыточное пассажирское направление от прибыльного грузового. В составе монополиста появится «Первая пассажирская компания», которая получит в распоряжение вагоны и депо и займется пассажирскими перевозками, сообщил начальник Главного пассажирского управления «Укрзалізниці» Александр Иванько. В России такая реорганизация была проведена три года назад – пассажирское направление «Российских железных дорог» продолжает приносить убытки.
Доход «Укрзалізниці» от пассажирских перевозок в 2012 году – 6,5 млрд гривен, или 12,6% совокупной выручки. Доля ведомства на рынке пассажирских перевозок – 43%, сообщается в его годовом финансовом отчете.
Основные убытки – 2,5 млрд гривен – «Укрзалізниця» получила на пригородном направлении. На междугородных перевозках она могла бы заработать около миллиарда гривен операционной прибыли, если бы не высокая амортизация – 1,48 млрд гривен.
«Первой пассажирской компании» достанутся пассажирские вагоны, вагоны-рестораны, вагоны-кафе, 14 пассажирских вагонных депо и девять вагонных участков, перечисляет Иванько. По его словам, за счет специализации и снижения затрат «Укрзалізниця» сможет обновить подвижной состав и повысить качество ремонтов.
В майском проспекте эмиссии еврооблигаций «Укрзалізниці» ничего не сказано о планах по созданию отдельного пассажирского оператора.
«Пассажирские и грузовые перевозки разделяют, чтобы избежать перекрестного субсидирования, – поясняет старший аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. – Отдельно взятый грузовой сегмент будет более привлекательным для инвесторов». В 2012 году «Укрзалізниця» начала передачу своих грузовых вагонов на балансы нескольких госпредприятий.
«Укрзалізниця» идет по стопам «Российских железных дорог». В 2005 году РЖД одобрила концепцию реформирования пассажирского комплекса дальнего следования, а с апреля 2010 года в составе РЖД работает «Федеральная пассажирская компания». Кроме пассажирских перевозок, ФПК обслуживает и ремонтирует вагоны – в Украине для этой цели создадут отдельное предприятие.
Несмотря на реформу, пассажирское направление в России остается глубоко убыточным: в 2010 году ФПК получила операционный убыток 22,1 млрд рублей, в прошлом – на миллиард меньше.
Для создания крупнейшего пассажирского оператора Украины в виде «дочки» железнодорожной монополии потребуется три-четыре года, считает Александр Кава из Координационного центра реализации экономических реформ при президенте. «Выделение пассажирской компании в отдельное подразделение, по аналогии с российской «Федеральной пассажирской компанией», польской PKP-Intercity и немецкой Deutsche Bahn Fernverkehr, планируется только на втором этапе реформы монополиста», – говорит он.
С 2012 года в составе «Укрзалізниці» уже работает отдельное предприятие – «Українська залізнична швидкісна компанія», которая занимается организацией движения скоростных поездов. «Укрзалізниця» в прошлом году также разработала бизнес-план создания пригородной железнодорожной компании, которая займется перевозками на участке Киев – Ирпень – Тетерев.