Украина планирует подписать соглашение о «Едином авиационном пространстве с Евросоюзом» до 5 июня 2014 года. Если его подпишут, то оно реально начнет действовать не раньше марта следующего года. За это время Украина должна ратифицировать документ в парламенте и начать приводить процедуры украинского законодательства в соответствие с европейскими нормами. Однако, предостерегают эксперты, «открытое небо» отнюдь не гарантирует отечественным потребителям автоматического снижения стоимости билетов на авиаперелеты. И вот почему.
Напомним, что в рамках «открытого неба» предусматривается постепенная либерализация украинского и европейского рынков авиаперелетов. Это означает, что после ратификации документа любой авиаперевозчик ЕС и Украины сможет выполнять неограниченное количество рейсов между любыми городами ЕС и Украины. Будут сняты ограничения на количество маршрутов, рейсов и авиакомпаний, которые могут выполнять полеты. Соглашение по авиаперевозчикам касается не только либерализации рынка, но и вопросов обеспечения безопасности полетов, управления авиадвижением, защиты прав пассажиров, экологии и конкуренции. Каждая из сторон также сможет легально оформлять контроль над авиаперевозчиком другой стороны, что невозможно сейчас.
«Существует мнение, что с подписанием и вступлением в силу Соглашения сразу же подешевеют билеты. Однако законы экономики никто не отменял, и вряд ли это возможно. Любой тариф рассчитывается с учетом затрат, которые имеют перевозчики», – пояснил директор департамента аэропортов и перевозок Государственной авиационной службы Украины Сергей Коршук. А наибольшая доля – это расходы на горючее. И от этого никуда не деться.
А вот начальник отдела секторального сотрудничества департамента ЕС МИД Украины Назар Бобицкий считает, что потребители получат свой куш, хотя и не сразу. «У всех авиаперевозчиков будут одинаковые условия для работы. То есть компаниям будет проще прогнозировать свою деятельность, они будут экономить на административных расходах. Если у компании появится «жирок», то рано или поздно будет некоторое снижение цен, а также – улучшение качества услуг», которые предоставляются, – отмечает он.
Пока рано говорить о каком-то снижении цены, отмечает генеральный директор аэропорта «Борисполь» Сергей Гомболевский, поскольку для этого нужно выполнить ряд условий. В частности, по его мнению, на это влияет рост пассажиропотока. «Ну, «откроем» мы небо, а пассажиры не смогут летать. При отсутствии визовых ограничений появятся новые пассажиры и, возможно, на рынок придут лоукосты», – детализировал свое мнение Сергей Гомболевский. Чтобы на украинском рынке появилось больше бюджетных авиакомпаний, по его словам, кроме безвизового режима нужно предложить компромисс по цене обслуживания в аэропортах и подписать договор о том, что не будут ограничивать их полетов в любом направлении. При этом он отметил, что «Борисполь» сейчас тоже думает над тем, как заманить бюджетные авиалинии к себе. Ведь из трех действующих терминалов полноценно (и то не на все 100%) работает только «Д». Как сообщил генеральный директор аэропорта «Борисполь», он сейчас работает именно над тем, чтобы законсервированный терминал «Ф» превратить в базу для лоукостов, и разрабатывает для отраслевого министерства наработки, как привлечь туда такие компании. Один из инструментов – снижение сборов на обслуживание в аэропорту. Он пояснил, что сегодня расходы (оплата аэропортового сбора) для лоукоста на одного пассажира составляет 8-9 долларов, а компании, которые обслуживаются в «Борисполе», платят около 25 долларов. «Значит, надо снижать для них, чтобы привлечь», – резюмировал он напоследок.
По словам председателя Государственной авиационной службы Украины Дениса Антонюка, сегодня нужно бороться за внутренний рынок авиаперевозок и пока не спешить сдавать его иностранным компаниям. Ведь за первые два месяца 2014 года динамика полетов внутри Украины продемонстрировала снижение на 5%, а по итогам марта, апреля и мая будет еще больше, отметил он.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей ЯКОВЕЦ, генеральный директор компании «Мастер-Авиа» (управляет международным аэропортом «Киев» (Жуляны)
Стоимость билетов. В любом случае стоимость авиабилетов будет привязана к доллару. Хотим мы этого или нет. Потому что в стоимости летного часа заложено топливная составляющая более 40%, а топливо у нас прочно привязано к стоимости нефтепродуктов, которые, в свою очередь, привязаны к мировой валюте. Говорить о том, что стоимость авиаперевозок снизится, не стоит. Единственная возможность снизить цену – уменьшить рентабельность авиакомпании. За счет конкуренции компании будут предлагать наиболее выгодные тарифы для пассажиров.
В общем подписание этого соглашения положительно скажется на работе аэропорта «Киев». Как показала практика долгих лет работы, если аэропорт работает с авиакомпанией-нерезидентом Украины, то эта компания и рассчитывается вовремя, нет никаких проблем с организацией работы и подписанием договора. Как только украинская компания – так проблемы: долги за топливо, за обслуживание аэропорта, за бортовое питание и т.д. К сожалению, украинские авиакомпании не могут конкурировать с мощными иностранными, они не могут себе позволить ни новых самолетов, ни лизинга – сказывается общий уровень жизни.
Я не знаю, сколько может зайти авиакомпаний в аэропорт после запуска «Открытого неба». Но если даже взять одну лоукост-авиакомпанию, скажем, Ray Air или Ezy Jet, то этого вполне достаточно, чтобы перевезти 14-15 млн украинцев и по Украине, и за границу. Что касается традиционных лоукост-компаний, они как были представлены у нас на рынке, так и будут представлены.
Наталия Билоусова