• Посилання скопійовано

Знову паніка: Хто заробить на ажіотажному попиті на продукти

Продовольчу паніку спровокувало зростання курсу долара. Рітейлери не поспішають поповнювати запаси, не розуміючи якою буде вартість продуктів

Знову паніка: Хто заробить на ажіотажному попиті на продукти

В украинских супермаркетах вновь появились пустые полки. В начале недели население Украины ринулось скупать социальные группы товаров: крупы, мука масло, сахар. По данным розничных сетей спрос, например, на сахар вырос в 10 раз. Паники поддались жители всех регионов Украины.

В чем же причины ажиотажного спроса, как долго он продлится и сколько заработают ритейлеры на панических настроениях?

Тревожная нация

"Наблюдается ажиотажный спрос на социальные группы товаров с длительным сроком хранения: муку, подсолнечное масло, крупы и пр.", - рассказывает совладелец сети "Фуршет" Игорь Баленко. Его слова подтверждают коллеги. Начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман добавляет, что всплеск продаж продуктов питания уже неоднократно наблюдался за последний год. "Последний ажиотажный спрос мы зафиксировали 24 и 25 февраля", - заметила она. Директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева рассказывает, что в январе, например, среднедневные продажи сахара выросли вдвое с 7 до 14 т, а 24 февраля они составили уже 75 тонн. "Если бы в магазинах была возможность хранить запасы, то объем вырос бы уже не в 10 раз, а в 15-20 раз", - пояснила она.

Товары в рознице скупают не только украинцы, которые опасаются дальнейшего роста цен, но и предприниматели. Некоторые из них приобретают продукты, которые были завезены в магазины еще по старым ценам. Как результат, их стоимость ниже, чем в прайсах поставщиков.

Купят все

Ажиотажный спрос привел к дефициту товаров - фотографиями пустых полок супермаркетов вчера пестрели социальные сети. Игорь Баленко поясняет, что ритейлеры уже вынесли всю продукцию со складов в торговый зал. Новая продукция не завозится. "Цены на некоторые группы товаров выросли на 100%, но поставщики ожидают стабилизации курса", - отмечает Игорь Баленко. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко подтверждает, что многие компании действительно не завозят товар в магазины. "Они опасаются, что понесут убытки. Сегодня они закупают сырье, к примеру, по курсу 30, а завтра - 32 грн за доллар", - поясняет он. Предсказать, сколько будет стоить национальная валюта через месяц-два, сейчас не берется ни один аналитик.

В то же время, в соответствии с большей частью договоров между ритейлерами и поставщиками, отсрочка платежа составляет 60-90 дней. Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь добавляет, что многим производителям не выгодно продавать товары на внутреннем рынке по заниженным ценам. В качестве примера он приводит подсолнечное масло, которое, к примеру, продается за $1 в Украине и зарубежом "Зачем отдавать его по 20 грн за бутылку, тогда как реализация за границу приносит 30 грн?", - говорит Жолудь.

Екатерина Огуряева поясняет, что дефицит подсолнечного масла связан еще и с тем, что у лидера рынка (ТМ Олейна - ред.) ажиотажа совпал с заменой литража тары, и отгрузки возобновятся не ранее 5 марта. "Остальные производители оказались не в состоянии восполнить ажиотажный спрос и увеличить объемы поставок", - заметила она.

Два килограмма в одни руки

В текущей ситуации ритейлеры вынуждены были пойти на непопулярные меры и ввести ограничения при продаже круп, муки, сахара, подсолнечного масла. Например, в "Сільпо" каждый клиент может унести с собой не больше двух пачек гречки или трех-пяти килограммов муки. Подобнее меры введены в "Фуршете", Varus, Novus, "Форе" и пр.

Такая ситуация продлится до тех пор, пока не стабилизируется курс, уверен Алексей Дорошенко. "Это может произойти в течение ближайших недель", - прогнозирует Александр Жолудь. До этого времени в магазинах могут наблюдаться перебои с поставками продуктов.

Резкий рост спроса не позволит сетям существенно заработать: наценки на социальные группы товаров (подсолнечное масло, крупы, мука и пр.) регулируются государством и не могут превышать 15%. Другие товары, маржа на которых может составлять 30-40%, не пользуются повышенным интересом у покупателей. "Импорт практически не продается", - замечает Игорь Баленко.

Управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий отмечает, что получить прибыль ритейлеры смогут только при дальнейшем удорожании стоимости валюты. "К примеру, сегодня продав товар за 120 грн сеть может купить $4, если через два месяца, когда нужно будет возвращать деньги поставщику, доллар будет по 40 грн, ритейлер заработает $1 на этом продукте", - говорит он. Зеркальные потери будут у поставщиков. Но если гривна укрепится, то сеть может получить убытки.

Джерело: ЛIГАБiзнесIнформ

Рубрика: Суспільство і життя/Суспільство, події

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Суспільство, події»