На сайте Верховной Рады опубликован правительственный законопроект №2670 по "усовершенствованию законодательства в сферах теплоснабжения и жилищно-коммунальных услуг". Разработанный в Минрегионе документ предусматривает внесение изменений в три ключевых для отрасли закона: "О жилищно-коммунальных услугах", "О теплоснабжении", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг".
Все предложенные правки предполагают запрет на установлении тарифов на услуги ЖКХ и тепловую энергию ниже экономически обоснованного уровня. Прямой мораторий на установление тарифов не покрывающих затраты предприятий - производителей и поставщиков услуг - в тексте законопроекта отсутствуют. Он заменен на формулировку "недопустимо". Документом не предусмотрены санкции за нарушение его положений и норм.
Также из профильных законов вычеркиваются все нормы, предполагающие выплату компенсаций предприятиям и тарифной разницы. Например, из ст. 31 закона "О жилищно-коммунальных услугах" предлагается вычеркнуть пункты 5 и 6, которыми указывается, что расходы на возмещение затрат предприятий, "связанных с установлением тарифов на уровне, делающем невозможным получение прибыли, финансируются за счет средств местного бюджета". При этом, в правительственном документе указывается, что бытовые потребители имеют право на субсидию, а предприятия могут обжаловать "тарифные" решения в судебном порядке.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется: принятие предложенных правительством изменений необходимо, поскольку действующие законодательные нормы "дают возможность установить тариф с отклонением от экономически обоснованных затрат на производство услуг с возмещением из соответствующего бюджета".
Чиновники уверены, что "единый подход по установлению обоснованных тарифов обеспечит рациональное планирование государственного и местного бюджетов, а также создаст условия для обеспечения функционирование предприятий теплоснабжения и сферы ЖКХ". Подобные инициативы поддерживаются международными финансовыми организациями и будут содействовать притоку инвестиций в отрасль, отмечается в пояснительной записке.
Напомним, в компетенции Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) находится 98% сегмента теплоэнергетики (222 предприятия-лицензиата) и 92% сферы водоснабжения (148 лицензиатов). Прочим более чем 100 предприятиям тарифы устанавливают местные власти, согласно методике, утвержденной Минрегионом.
Многолетнее сдерживание тарифов наряду с ростом стоимости энергоносителей привело к тому, что цена на производство и поставку коммунальных услуг покрывала себестоимость лишь на 70-75%. Даже после повышения тарифов для бытовых абонентов в апреле на 71,8%, а в мае - на услуги водоснабжения почти на 55%, говорить о покрытии всех затрат рано.
"Мы еще не знаем, обоснованный ли у нас тариф или нет. Пока соответствующее постановление регулятора до сих пор не прошло регистрацию в Минюсте", - сказал гендиректор ПОКПП "Полтаватеплоэнерго" Владимир Чернявский.
Как нам ранее сообщали в НКРЭКУ, в украинском законодательстве до сих пор нет четкого определения понятия "экономически обоснованный тариф". Регулятор опирается на старую методику. Этот механизм предполагает учет всех затрат предприятия на производство и поставку ресурса, а также ограничение рентабельности на уровне 10-15%.
Примечательно, что еще в феврале парламентарии проголосовали за законопроект №0919 с абсолютно противоположными нормами. Документом разрешается устанавливать тарифы ниже обоснованного уровня, если Кабмин сможет предусмотреть финансовые источники для выплаты предприятиям ЖКХ. Это не понравилось Президенту Петру Порошенко, который в начале марта ветировал документ и вернул его в парламент со своими предложениями.
Президента не смутила прописанная в документе возможность правительства вмешиваться в процедуру тарифообразования, проводимую независимым регулятором. Он попросил депутатов обязать Кабмин разрешать необоснованные тарифы одновременно с подачей в Раду законопроекта, предполагающие источники компенсации в госбюджете. Парламент учел замечания главы государства, и 17 марта законопроект был направлен на подпись Президенту с учетом его замечаний.
Поэтому теплоэнергетики восприняли правительственные инициативы без энтузиазма.
"Правая рука не знает, что делает левая. Сегодня разрешаем убыточные тарифы, завтра их снова запрещаем. Не будет от этого независимого регулирования отраслью и выведения теплоэнергетики из убытков", - заявил на правах анонимности один из сотрудников КП "Житомиртеплокоммунэнерго".
"Я не готов составлять прогнозы относительно того, будут ли выполняться предложенные нормы. Слишком много неопределенности сейчас и слишком много перемен, которые часто происходят", - отметил Владимир Чернявский.
В то же время, работники отрасли ЖКХ говорят, что, в случае принятия законопроекта №2670, нам следует готовиться к росту квартплаты. Квартплату формируют около 18 видов услуг. В среднем по Украине стоимость обслуживания одного квадратного метра коммунальными предприятиями варьируется от 2,5-6 грн. Этот тариф в столичных ЖЭКах считают убыточным.
"Кличко пообещал не повышать квартплату, а у нас тариф покрывает лишь 60% наших затрат. Конечно, нужно исправлять ситуацию, и если мэрия не может поднять тариф, то надо чтобы депутаты обязали", - объяснил директор одного из киевских КП, обслуживающих многоквартирный фонд в центре.