В частности, НКРЭКУ обнародовала отчет международных аудиторов, которым признается правильность расчетов тарифов на газу и теплу, а Верховная Рада одобрила мораторий на установление экономически необоснованной стоимости услуг.
Дважды в одну воронку
После апрельского повышения стоимости коммунальных услуг в разы, государственная политика озабочена легитимацией роста тарифов.
Так, в начале июня Кабмин Арсения Яценюка зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №2920а (авторство Минрегиона), запрещающий устанавливать тарифы на тепло и газ ниже себестоимости. 18 июня парламент принял документ за основу. Законопроект, в частности, обязывает Нацкомиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) устанавливать исключительно обоснованные экономикой, рентабельные тарифы.
В Минрегионе уверены, что новая инициатива позволит упразднить механизм перекрестного субсидирования и аннулировать субвенции на выплату коммунальным предприятиям разницы между действующими и рентабельными тарифами.
“Это позволит нашим предприятиям не работать с разрывом в тарифе, когда растет стоимость электроэнергии или газа, – заявил с трибуны парламента профильный министр Геннадий Зубко. – Предприятия смогут предоставлять услуги таким образом, чтобы уменьшилось давление на госбюджет по выплатам тарифной разницы”.
По данным Минрегиона, сегодня государство должно предприятиям коммунального сектора выплатить 5,8 млрд грн компенсации разницы в тарифах.
И народные депутаты 237 голосами поддержали в первом чтении законопроект – в том же виде, в котором он ранее был отправлен на доработку.
Впрочем, данная инициатива – не нова. Практически идентичный законопроект №2670 в мае 2015 года Кабмин уже вносил в парламент. Тогда документ был возвращен в Минрегион.
“…законопроект №2920а в полной мере восстанавливает положения законопроекта №2670. Поэтому Главное управление считает необходимым повторить высказанные ранее замечания и предложения”, – говорится в выводе Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.
Основное замечание управления – законопроектом предлагались запретить установку необоснованных экономикой тарифов. Но, согласно ст. 31 закона “О жилищно-коммунальных услугах”, предусмотрена возможность отпускать услуги потребителям ниже себестоимости.
В случае их установки “на уровне, который делает невозможным получение прибыли, орган, который утвердил эти цены/тарифы, обязан возместить из соответствующего местного бюджета разницу между установленным размером и экономически обоснованным”. Эта норма сохранена в законопроекте №2920а.
Члены комитета Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ отказались общаться с РБК-Украина, пообещав доработать законопроект ко второму чтению.
“Скорее всего, эта норма останется в документе. Властям нужна лазейка в законодательстве, которая позволит им по-прежнему устанавливать нам убыточные тарифы, задабривая потребителя”, – заявил РБК-Украина на правах анонимности директор одного из теплогенерирующих предприятий.
А в сессионном зале замглавы профильного комитета Алена Бабак (“Самопомич”) пообещала доработать совершенно другие положения документа, касающиеся рентабельности услуг. “Написано, что тарифы должны покрывать себестоимости и обеспечить рентабельность. Вопрос – какую рентабельность. Мы должны это уточнить до второго чтения”, – отметила депутат.
Регулятор всегда прав
Пока парламент пытается поставить точку в дискуссиях о завышенных коммунальных тарифах, НКРЭКУ обнародовал отчет рабочей группы, исследовавшей “методику раскрытия информации о формировании тарифов”. В группе работали, кроме сотрудников НКРЭКУ, представители международных Deloitte, KPMG и Ernst&Young.
В отчете сказано, что для расчетов использовались данные регулятора и НАК “Нафтогаз Украины”, которые “несут полную ответственность за предоставление достоверных данных”. Члены рабочей группы посчитали, что средневзвешенная цена реализации природного газа населению (без НДС) составляет 4,2 тыс. грн за 1 тыс. куб. м природного газа.
При расчете учитывалась средневзвешенная стоимость природного газа, как товара (3,29 тыс. грн), объем потребления природного газа населением согласно прогнозного баланса “Нафтогаза” (14,5 млрд куб. м), затраты предприятий, а также затраты на транспортировку и поставку ресурса. Рабочая группа рекомендовала НКРЭКУ “провести детальную комплексную специализированную проверку с привлечением независимых экспертов”.
В “Нафтогазе” сообщили РБК-Украина, что расхождений с установленными для населения тарифами на газ нет. По данным газового монополиста, только 18% газа (с учетом поставок газа для ТКЭ, Украина потребляет 21,3 млрд куб. м) поставляется населению по полной цене – 7,2 тыс. грн за 1 тыс. куб. м, остальные – по льготной, 3,6 тыс. грн за 1 тыс. куб. м.
Эксперты не согласны с такой позицией. “Себестоимость газа, добытого в Украине, не может быть больше импортного. Но власть будет всевозможными методами отстаивать ту стоимость газа для населения, которая уже была установлена. Под эти цифры, скорее всего, есть обязательства у государства”, – сказал директор ОО “Публичный аудит” Максим Гольдарб.
Его поддержал экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. “Совершенно неясно, на каком основании были привлечены в рабочую группу НКРЭКУ представители международных аудиторских компаний. Их работа оплачивалась? Или они на общественных началах проводили расчет? Кроме того, неясно какую именно проверку рекомендовала проводить рабочая группа – ведь речь не идет о международном аудите” – сказал РБК-Украина экс-министр ЖКХ.
По его словам, так власти пытаются легитимизировать свои решения о повышение тарифов. “В мае был опубликован отчет депутатской рабочей группы при профильном комитете Рады. Детально выписаны моменты, где эксперты группы увидели несогласованность тарифных показателей и рекомендовали регулятору пересчитать тарифы. Этот отчет был передан главе НКРЭКУ Дмитрию Вовку. Ответа не последовало”, – рассказал Кучеренко, принимавший участия в заседании парламентской рабочей группы по вопросам обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги и энергоносители.
В отчете депутатов, опубликованном на сайте профильного комитета Рады 25 мая, сказано, что “вопрос экономического обоснования тарифов существенно заполитизирован”. В документе утверждается, что информация про производственные показатели формирования тарифов, предоставленная коммунальными предприятиями, НКРЭКУ и “Нафтогазом” “дает основания считать ее недостоверной”.
Прежде всего, речь об объемах добычи и распределения природного газа. В частности, рабочая группа считает нелогичным увеличение плановых потребностей в импорте природного газа с 1,6 млрд куб. м в 2014 году до 3,37 в текущем.
“Собственная добыча газа сократилась за последние два года на 15%. Но при этом уменьшилось и потребление природного газа на 2,8 млрд куб. м. Решение об увеличение в два раза объемов импорта является нелогичным”, – отмечено в депутатском отчете.
Также представители рабочей группы указали на то, что при расчете стоимости газа для населения не учтены реальные потребности бытовых потребителей, и предоставленные регулятором данные могут быть завышенными.
Кроме того, рабочая группа считает, что правительству необходимо проверить целесообразность “наибольшей составляющей в структуре цены на газ – 40% доход НАК”, а Минрегиону расчитать реальные нормы потребления тепловой энергии и газа жилищным фондом.
“Утверждение цен и тарифов на природный газ произошло без достаточного обоснования. Немедленно должны быть проведены дополнительные расчеты, а розничные цены на природный газ и тепло для населения требуют немедленного пересмотра”, – вынесла свой вердикт рабочая группа.
В НКРЭКУ отказались комментировать ситуацию, уточнив, что “впервые слышат об отчете парламентской рабочей группы”.
Мария Цатурян