“Нафтогаз” жалуется на нехватку газа для населения, политики винят НАК в коррупции и создают рынок на бумаге, эксперты хотят реформу вчера, а украинцам остается запасать дрова
С началом отопительного сезона тема тарифов на газ вновь стала одной из самых горячих для украинцев. С приходом холодов затраты семей на обогрев жилья возрастут в разы и даже “скидка” на газ при потреблении до 200 кубов мало спасает, ведь и со “скидкой” цена кубометра составит 3,6 грн против 1 грн с копейками в прошлом году. Да и вложиться в 200 кубов зимой при отоплении дома практически нереально, так что тариф 7,2 грн за куб многие украинцы тоже прочувствуют на себе, если еще не ощутили в летние месяцы.
Политики и чиновники понимают сложность ситуации, тем более выборы на носу. Так что попытки охладить недовольство украинцев высокими тарифами предпринимают систематически. Ряд лидеров партий и вовсе сделали тему снижения цен на энергоносители своим главным обещанием избирателям, пусть и маловыполнимым.
Законом по тарифу
6 октября Вepхoвнaя Рaдa пpинялa в первом чтении зaкoнoпpoeкт №2835, в котором посыл о снижении тарифа зафиксирован прямо в названии: “О внeceнии измeнeний в Нaлoгoвый кoдeкc Укpaины oтнocитeльнo удeшeвлeния cтoимocти гaзa для нaceлeния”. “Цeль зaкoнoпpoeктa зaключaeтcя в уcтaнoвлeнии oдинaкoвых cтaвoк peнтнoй плaты для вceх пpeдпpиятий-дoбытчикoв пpиpoднoгo гaзa бeз pacпpeдeлeния пo типу пoтpeблeния дoбытoгo гaзa и уcтaнoвлeния cпpaвeдливoй цeны нa гaз для нaceлeния, иcхoдя из peaльнoй плaтeжecпocoбнocти гpaждaн”, – oтмeчaeтcя в пoяcнитeльнoй зaпиcкe к дoкумeнту. Логика законотворцев такова, что снижение ренты на добычу газа приведет к росту добычи и снижению себестоимости топлива, и, соответственно, тарифов на газ.
Правда, о том чтобы снизить тарифы на 2015 год пока говорить не приходится, ведь законопроект приняли лишь в первом чтении, с трудом набрав 228 голосов. Да и не все согласны с заложенной в документе идеей, что тарифы для населения можно снизить при снижении ренты на добычу газа. Так, экс-директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин отмечает, что принятие законопроекта вызвало резкую критику премьер-министра.
“Если даже будет снижено налоговое давление на добытчиков газа, и они будут добывать больше, это не обязательно приведет к снижению цены на газ для населения. Потому что газ для населения дотируется, в том числе, из поступлений от налоговых платежей добытчиков газа”, – поясняет Сапрыкин.
По его словам, предпосылкой для снижения цены на газ должно было стать падение цен на нефть, однако на практике этого не произошло. “Ценообразование тарифов на газ значительно зависит от цены на нефтепродукты. НКРЭКУ должен был бы пересчитать баланс и существенно понизить тариф на газ для населения еще в начале года. Однако этого не происходит”, – отмечает Владимир Сапрыкин.
Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ, считает, что на тарифы для населения законопроект не влияет: “Вопрос ренты и газодобычи не имеет никакого отношения к формированию тарифов, потому что тарифы устанавливаются правительством и НКРЭ. А рента и газодобыча – это сфера бизнеса. Утверждение обратного – чистой воды популизм”.
Нерыночная цена для не-рынка
Ранее в этом году Рада приняла и другие законы, влияющие на цены на газ. Так в рамках приведения украинского законодательства к европейским нормам депутаты проголосовали законы “О рынке природного газа Украины” и “Об основах функционирования рынка природного газа”. Новое регулирование предусматривает, что цены на газ в Украине не регулируются, а устанавливаются на уровне рыночных – чтобы исключить возможность покупки газа по низкому тарифу (как для населения) и перепродажи по высокому тарифу (как для промышленности) с разницей в разы.
“Разные цены дают возможность облгазам и теплокомунэнерго злоупотреблять своим монопольным положением”, – пояснил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в ходе круглого стола в Украинском кризисном медиа-центре 2 октября.
По словам министра, примерно 2 млрд кубометров газа, которые должны были потребляться населением, потреблялись промышленностью, а разница в тарифах для этих категорий создавала возможность для коррупции в теплокомунэнерго.
При этом на погашение долгов и компенсацию разницы в ценах для населения и теплокомунэнерго “Нафтогазу” в прошлом году из госбюджета выделили более 110 млрд грн. “Эти средства не пошли на социальные задачи, охрану здоровья, образования, стройку дорог и многие другие правильные вещи. Если мы тратим эти средства на “Нафтогаз”, мы не тратим их на что-то более полезное”, – отметил министр.
На необходимость установления рыночных отношений указывает и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич: “Если мы строим рыночную экономику, мы не можем продавать в стране что-либо по нерыночной цене”.
Хотя согласно принятым в 2015 году законам цены на газ должны формироваться на рынке, Кабмин возложил на поставщиков социальные обязательства и установил льготную цену для бытовых потребителей с индивидуальным отоплением на период октябрь 2015 г – апрель 2016 г., а также регулируемые оптовые цены на газ. Таким образом население получает право покупать газ как по регулируемой цене, так и по договорной, если цена выгоднее или предложен более высокий уровень сервиса. Однако пока законодательные регулирования, позволяющие выбирать поставщика и тарифы на 2015 год – скорее формальность.
“Рынка на сегодня нет. Пока принятие всех этих законов не решает проблему существования монополиста – НАК “Нафтогаз”. Это только закладывает основу для создания рынка газа в Украине”, – поясняет Владимир Сапрыкин.
Кроме того, население на фоне тотального обнищания воспринимает изменения тяжело, а правительство, по сути, не объясняет, зачем эти перемены требуются, и какие результаты они дадут в будущем.
Почему тарифы повысили
Сегодня тарифы для населения предусматривают две цены: 3,6 грн за кубометр – на 200 м3, и 7,188 грн при потреблении сверх этой нормы. Стоимость газа как товара в этой цене составляет 5 041 грн за 1 тысячу кубометров, что переводе в долларовый эквивалент равняется 227,37 долларам. Именно такая цена заложена в договоре между НАК “Нафтогазом” и “Газпромом” на четвертый квартал 2015 года.
Однако поставок из России еще нет, напоминает эксперт Владимир Сапрыкин. По словам Демчишина, они начнутся в ближайшее время. “При формировании цены на газ нужно соблюдать баланс газа собственной добычи, его количества, газ через Венгрию, Словакию”, – говорит эксперт. Помимо стоимости самого газа, в тарифе учтена стоимость транспортировки, распределения, затраты на хранение и калорийность (качество).
Необходимость в повышении тарифов для населения Кабмин объяснял требованиями МВФ и проведением реформ. В частности, украинское правительство обязалось сократить дефицит “Нафтогаза” до 3,1% ВВП до конца этого года, а к 2017 году вовсе устранить дефицит.
И хотя в меморандуме с МВФ нет прямого указания на повышение тарифов, правительство решило, что сократить убытки НАКа иначе невозможно и тарифы были повышены.
Эксперты же предполагают, что можно было договориться с МВФ на других условиях. “В теории, наверно, можно было бы привлечь какие-то другие финансовые источники. Януковичу удавалось, не повышая тарифы, закрывать дефицит “Нафтогаза” – за счет роста госдолга. Могло ли это продолжаться дальше? В принципе, могло до бесконечности, но Кабмин, учитывая состояние госфинансов на начало текущего года, принял решение существенно сократить дотации” – объясняет решение правительства эксперт Дмитрий Марунич. Он добавляет, что, по данным проекта финплана “Нефтегаза”, в текущем году компания продолжает нести убытки в размере около 6 млрд грн от продажи газа теплокомунэнерго и населению.
И это при том, что государству газ отечественной добычи достается действительно дешево. Так, по данным Валентина Землянского, “Нафтогаз” покупает газ украинской добычи у “Укргаздобычи” по 1600 грн за 1000 куб. м. Из 1600 грн 70% (1120 грн) “Укргаздобыча” отдает в госбюджет в виде ренты за разработку полезных ископаемых. То есть “свой” газ обходится государству в 480 грн за 1000 кубов, с учетом транспортировки “до конфорки” плиты или до “горелки” газового котла получается около 700 грн или 70 копеек за кубометр. А с населения берут 7,2 грн за кубометр или в 10 раз больше. По подсчетам Землянского, тарифы в 7,2 грн за куб. м завышены примерно вдвое.
“Сейчас повышение тарифов для украинцев не принесет ничего хорошего. Более того, с учетом принятия нового закона о рынке газа, который начал действовать с 1 октября, это только усугубит ситуацию”, – уверен эксперт. “А вот для монополистов на начальном этапе это даст какое-то увеличение денежного потока”, – говорит он. Однако, учитывая неплатежеспособность населения, рост доходов НАК “Нафтогаза” и теплокомунэнерго продлится недолго – до тех пор, пока у людей будет возможность платить. Какая-то часть будет оплачена, но когда придут новые платежки, начнет расти часть неоплаченных квитанций. “Плюс добавим сюда выпадение платежей от государственных организаций. Кстати, по статистике Минэнерго, наибольшие должники сейчас – водоканалы”, – отмечает эксперт. По его словам, развитие ситуации зависит от платежеспособности населения.
Дискуссии и инициативы
Критикуют власть за повышение тарифов не только граждане, но и политики. Например, “Оппозиционный блок” зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, требующий отменить повышение цен на газ для населения. Входящая в правящую коалицию лидер “Батькивщины” Юлия Тимошенко также требует пересмотра тарифов и выступает с соответствующими инициативами.
С этим тезисом она выступала и на круглом столе в УКМЦ 2 октября. “Во всех странах мира на оплату услуг ЖКХ не уходит больше 12-15% семейного бюджета. После повышения тарифов и падения курса гривны на питание семьи тратят 60%, при том, что корзина потребления сократилась в 1,5 раза, а на услуги ЖКХ уходит 35% бюджета. Другими словами, семьи стали неплатежеспособными”, – заявила Тимошенко.
По мнению политика, повышенные тарифы для населения обеспечивают значительный рост доходов НАКа. “Раньше цена газа составляла 1309 грн. Сегодня она повышена в 5,5 раз, до 7188 грн. А доход “Нафтогаза” увеличен в 11,4 раза”, – сказала лидер “Батькивщины” и добавила, что считает НАК “Нафтогаз” источником коррупции на энергорынке.
Она также отметила, что по закону “Об основах функционирования рынка природного газа”, 16,2 млрд кубометров газа в 2015 году должны были быть направлены населению. Лидер “Батькивщины” продемонстрировала данные, согласно которым реально населению ушло только 10,6 млрд. Она считает, что недостающие 5,6 млрд кубометров ушли на приближенные к правительству коммерческие структуры, а население переплатило 20,3 млрд грн.
В “Нафтогазе” же объясняют, что газа собственной добычи в Украине все меньше, и для удовлетворения потребностей населения его надо “разбавлять” импортным, отсюда и высокий тариф.
“Нафтогаз заработал на украинском газе 1,8 млрд грн. Но еще 8,2 млрд кубометров импортированного газа мы должны были предоставить населению, и этот импортированный газ мы покупали в 8-10 раз дороже, чем украинский, а продавали по той же цене. Потратили мы на него 26,5 млрд, а продали за 6 млрд. Наш дефицит в прошлом году составил 18,7 млрд грн. Это основная дыра в бизнес-модели Нафтогаза”, – прокомментировала выступление Тимошенко представитель НАК “Нафтогаз” в ходе круглого стола.
Согласно финансовой отчетности НАК “Нафтогаз Украины” за 6 месяцев 2015 года, компания получила чистый убыток в размере 4,5 млрд грн, что в 7 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (32,6 млрд грн).
При этом эксперты сходятся во мнении, что реформу на рынке нужно было проводить годы, а то и десятилетия назад. “В Украине нет дешевого газа”, – заявила в ходе круглого стола Ольга Белькова, заместитель председателя Комитета по вопросам ТЭК. По ее мнению, единственный путь для Украины обрести газовую независимость – экономнее использовать газ и обеспечить развитие своей добычи.
“Если раньше Украина покупала газа 540 долларов у России, которая постоянно шантажировала нас ценой, в этом году не мы просили, а “Газпром” фактически упрашивал нас купить у него газ по 240 долларов. Это радикальное изменение произошло за счет того, что у нас появилась возможность конкуренции”, – сказал в УКМЦ эксперт РПР Святослав Павлюк.
Также эксперт указал на чрезвычайно низкие показатели энергоэффективности в Украине. Согласно данным Министерства топливной энергетики, за 2013 год средний показатель потребления энергии в Украине составил 263 кВт/м2 в год. Если сравнить с ЕС, там эта цифра колеблется между 90 и 120 кВт, а перспективный план обязывает все дома до 2030-го года перейти на потребление 40 кВт/м2 в год.
“По результатам 2013 года сумма субсидий на энергетическом рынке Украины составила 160 млрд грн при национальном бюджете 460 млрд. То есть, мы 30% нацбюджета дали на субсидии для населения. Ни в одной другой стране в мире, у которой такие гигантские объемы потребления, таких огромных дотаций нет. Мы должны защищать потребителя не тарифом, а квитанцией, дать ему возможность и мотивацию сократить потребление”, – подчеркнул Святослав Павлюк.
Последствия реформы для населения
Эксперты прогнозируют, что повышение тарифов на газ в длительной перспективе приведет к тому, что из-за значительного падения платежеспособности украинцев, определенные слои населения просто перестанут платить, а некоторые перейдут на альтернативные виды отопления, тем самым снизят объемы потребления энергии.
Перспектива глобального повышения энергоэффективности есть, и ее можно достичь за счет утепления жилья. Но это – вопрос денег и времени.“За счет этого можно достичь экономии в 20-30%, но если мы говорим о масштабах страны, это будет стоить десятки миллиардов долларов и 3-5 лет времени”, – говорит Валентин Землянский.
“Те, кто смогут себе это позволить, откажутся от газа в пользу твердотопливных котлов, а те, кому это будет не по средствам, вернутся к “дедовскому способу” – к печам. Это будет в любом случае дешевле, чем использовать для отопления газ”, – отмечает Валентин Землянский.
Но Дмитрий Марунич считает, что массового перехода на альтернативные виды топлива ожидать не стоит, так как для этого нужны огромные ресурсы. “Далеко не каждое домохозозяйство может позволить себе поменять газовый котел на другой, который стоит десятки тысяч гривен… Дорого вырубить леса, уголь подорожал больше чем в 2 раза. Я уже не говорю о солнечных коллекторах, цена которых – около 10 тысяч евро. Это, возможно, будет эффективно, но это очень дорогое удовольствие”, – отмечает аналитик.
Специалисты сходятся на том, что повышать тарифы в любом случае рано или поздно пришлось бы. Другой вопрос, что на повышение тарифов наложился еще целый ряд негативных факторов: произошла девальвация, а уровень доходов населения резко снизился.
“Эффективно было бы повышать тарифы постепенно, на 20-30% в год при относительно стабильном курсе валюты – это важно, потому что у нас много импортируемых энергоресурсов, и при росте реальных доходов населения. Тогда бы люди платили, и можно было бы привлекать ресурсы к энергосбережению. А сейчас для людей это своеобразная шоковая терапия: счет за коммунальные услуги в 2,5 раза выше, чем в прошлом году, а реальные доходы, по данным Госстата, снизились на 30%”, – считает Дмитрий Марунич.
Дмитрий Марунич считает, что вопрос о том, будут ли расти долги по услугам ЖКХ и энергоресурсам, пока находится в плоскости теоретики – мол, сейчас платежи относительно низкие, и судить о том, насколько эффективными окажутся субсидии, покажет зима. “Это эксперимент правительства, результаты которого мы сможем оценить только по итогам отопительного сезона”, – уверен эксперт.
Владимир Землянский уверен, что на снижение тарифов в будущем рассчитывать не стоит. “Это политическое решение, и в нынешней ситуации я не вижу никаких предпосылок для снижения тарифов. Пересмотру тарифов могут способствовать разве что массовые неплатежи, ухудшение ситуации в энергетике. Тогда нужно будет пересчитывать соотношение уровня тарифов и доходов населения”, – считает эксперт.
Анастасия Пасютина