Уровень инвестиционной привлекательности Украины достиг беспрецедентно низких показателей. В первом квартале он продолжил снижение, и составил 2,18 балла по пятибалльной шкале. Таковы результаты ежеквартального опроса 149 первых лиц компаний-членов Европейской бизнес-ассоциации.
При этом, 77% участников исследования отметили, что никаких изменений к лучшему с начала года в Украине не произошло.
Ранее, как известно, ведущие мировые рейтинговые агентства, Moody’s и Standard & Poor’s, изменили прогноз долгосрочных суверенных рейтингов Украины со стабильного на негативный. А в российском индексном рейтинге инвестиционной привлекательности стран Украина заняла 107 место из 212, оказавшись между Сенегалом и Замбией.
Важную роль в деле снижения инвестпривлекательности сыграли политические репрессии, которые власть упорно продолжает, несмотря на протесты Европы. 26% опрошенных Европейской бизнес-ассоциацией респондентов считают, что политическая ситуация является тем фактором, который делает нашу страну непривлекательной для инвесторов.
Кроме того, переговоры между Украиной и МВФ по возобновлению сотрудничества зашли в тупик. Это своего рода маркер, который в случае с сегодняшней Украиной отмечает нашу страну как зону, опасную для инвестиций.
Конечно, Украина никогда не была раем для инвесторов. Многообещающим, потенциально высокодоходным рынком - да. Спокойной гаванью - никогда. Но последние два года стали настоящим испытанием для бизнесменов, рискнувших вести свои дела в Украине.
Согласно информации Мирового банка, по итогам 2011 года наша страна заняла первое место в мире по количеству уплачиваемых налогов. Число налогов в Украине достигает 135! Это мировой рекорд, который сам по себе способен отпугнуть любого инвестора.
Реформа налогообложения, затеянная под лозунгом создания условия для развития бизнеса, в конечном итоге свелась к еще большему расширению прав налоговиков и сужению прав предпринимателей. Принятие нового Налогового кодекса, его постоянные корректировки, внесение изменений в администрирование некоторых налогов, в первую очередь, НДС - привели к бесконечной чехарде сменяющих друг друга нормативов и неписаных правил, максимально усложняющих ведение бизнеса.
В эпицентре событий оказались физические лица-предприниматели. По официальным данным, в прошлом году порядка 100 тыс предпринимателей закрыли свой бизнес. По неофициальным, полмиллиона ФЛП (из порядка 5 млн) вынуждены были прекратить работу.
В нынешнем году, после внесения изменений в закон о едином налоге, Налоговая сообщает о росте количества граждан, которые решили заняться предпринимательской деятельностью по новым правилам. Но и здесь ГНАУ нашла, как справиться с неуемными бизнесменами - во многих регионах, в частности, в Киеве, физическим лицам-предпринимателям не выдают свидетельство плательщика единого налога под предлогом отсутствия бланков! В таких условиях они просто не могут работать - полноценный контракт без этого документа заключить невозможно.
Что касается налога на добавленную стоимость, то сам процесс получения свидетельства плательщика НДС длится месяцами. Часто за это еще и требуют отдельную плату. Выдают документ очень избирательно, под предлогом борьбы с фиктивными фирмами отказывая в получении документа самым что ни на есть добросовестным налогоплательщикам.
Недавно, например, иностранный инвестор, строящий в Украине новый завод за 20 млн долларов, рассказал мне, как у него изъяли свидетельство плательщика НДС, заявив, что его компания показывает незначительный объем продаж, а это признак фиктивности! Он в полном замешательстве - как можно, не достроив производство, что-то продавать? Но налоговикам "виднее".
Есть и другие интересные факты. Чего, например, стоит неформальное, но от этого не менее обязательное требование уплаты налога на прибыль вперед, в счет будущих доходов, при условии автоматического возмещения НДС, или попытки "запретить убытки", когда фирмам не разрешают показывать отрицательный финансовый результат за прошлые периоды!
Кроме ситуации в налоговой сфере, еще один ключевой отпугивающий инвесторов фактор - непреходящий процесс передела собственности. Этот процесс в последние годы коснулся бизнеса любого размера - от ларька до фабрики. Силовые структуры повсеместно становились на сторону провластных бизнес-структур, правоохранительные органы охраняли право сильного… А судебная система показала свою полную зависимость от "верхов".
Дошло до абсурда - действующий вице-премьер-министр Украины буквально призывает бизнес бежать вон из страны.
"Если бы вы владели компанией, которая стоила бы, например, 10 млн долларов, неужели вы бы здесь ее зарегистрировали, поверив власти, что завтра не возникнет никаких проблем? Вот так думает и каждый бизнесмен, совершенно обоснованно опасающийся рейдерства, непонятных судов, наездов силовых министерств и ведомств. Поэтому он старается обезопасить свою собственность. Причем, даже если нам удастся принять необходимые законы, создав в Украине самые хорошие юридические условия, все равно бизнес не сразу поверит. Потому что нет еще практики соответствующей - в администрациях и судах, правоохранительных органах и других инстанциях", - признался в интервью один из руководителей нынешнего правительства и правящей Партии регионов, Сергей Тигипко. И посоветовал всем регистрировать свои компании на Кипре.
Потенциальные инвесторы ждут от одного из крупнейших на европейском континенте государства предсказуемости и прозрачности государственной политики, дееспособности рыночных механизмов, честной конкуренции, отсутствия откровенной коррупции, соблюдения хотя бы базовых принципов правового государства. Когда вместо этого в Украине происходят прямо противоположные по своей сути события, инвесторы испытывают сильнейшее разочарование и непреодолимое нежелание инвестировать.
И в этих условиях власть затеяла гигантскую распродажу государственной собственности. В ближайшие месяцы в частные руки планируется передать предприятия "Укрзализныци", теплоэнергетику, угледобывающие предприятия. Вот только какой инвестор рискнет вложить деньги в страну с такими высокими инвестиционными рисками? Такой, которому эти риски не страшны.
То есть, только бизнес-структуры, максимально близкие к власти, смогут без страха вкладывать деньги в украинские активы.
Так что, осознанно или нет, но, снизив инвестпривлекательность Украины едва ли не до исторического минимума, власть уменьшила стоимость всех приватизируемых активов, сузила круг потенциальных покупателей и создала максимально благоприятные условия для расширения бизнеса провластных ФПГ. Может, именно это и было реальной целью деятельности нынешней украинской власти?