• Посилання скопійовано

Закон-2013: що Новий рік принесе українським підприємцям?

Прийдешні законодавчі зміни, які набудуть чинності з 1 січня 2013 року та вплинуть на роботу українських підприємців

Закон-2013: що Новий рік принесе українським підприємцям?

Одним из наиболее обсуждаемых и резонансных среди законодательных актов 2012 года стал Закон «О занятости населения». С одной стороны, документ направлен на борьбу с безработицей и дискриминацией в сфере занятости, содействует трудоустройству молодых специалистов, инвалидов, одиноких родителей. С другой же, реализация Закона может причинить массу неудобств работодателям и фирмам, предоставляющим услуги в сфере трудоустройства. В частности, с 1 января бизнес ожидают новые квоты по трудоустройству, а также проверки их выполнения. А рекрутинговые компании и вовсе столкнутся с новыми правилами игры на рынке занятости.

С целью стимулирования занятости документом вводятся следующие механизмы:

1) компенсационные выплаты, связанные с расходами по уплате ЕСВ (единый социальный взнос) для работодателей при трудоустройстве граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, и субъектов малого предпринимательства при условии создания новых рабочих мест и трудоустройства на них безработных;

2) уменьшение размера ЕСВ для работодателей, в течение года обеспечивавших создание рабочих мест и выплату зарплаты;

3) стажировка с открытием трудовой книжки для студентов дневной формы обучения ПТУ и вузов;

4) обучение безработных интегрированным рабочим профессиям;

5) профессиональное обучение безработных по заказу работодателя под конкретное рабочее место или для самозанятости лица;

6) предоставление «стартовых выплат» молодым работникам, согласившимся трудоустроиться в сельской местности;

7) получение «ваучера» на профессиональное обучение для лиц старше 45 лет при страховом стаже более 15 лет;

8) запрет указания в объявлениях о вакансиях «дискриминационных» требований;

9) законодательные нормы регулирования рекрутинговой деятельности.

На первый взгляд вышеотмеченные изменения являются довольно позитивными факторами развития рынка труда и способствуют эффективной занятости работоспособного населения. Впрочем, многие эксперты, представители бизнеса и сами потенциальные соискатели рабочих мест высказывают опасения относительно возможностей двоякого применения на практике норм Закона, а также обращают внимание на полное отсутствие правовых механизмов применения предусмотренных документом норм. Пока трудно предугадать, как определенные нормы будут применяться на практике. К примеру, каким образом будет происходить компенсация ЕСВ; будет ли принят отдельный нормативный документ, регулирующий этот вопрос? Как сообщают некоторые эксперты, при отсутствии экономических условий развития предприятий такие стимулы, как компенсация ЕСВ, не будут иметь существенного влияния на политику предприятий по трудоустройству.

Вступление в силу Закона также существенно скажется на тех субъектах рынка труда, профессиональной деятельностью которых является поиск работы для других. Согласно документу рекрутинговые компании внесут в реестр, учетом которого будет заниматься Минсоцполитики, их обяжут сотрудничать с государственными центрами занятости и предоставлять статистические данные о количестве трудоустроенных ими лиц. Практические особенности подобных мер до сих пор не известны. Кроме того, с рынка исчезнут кадровые агентства. Деятельность аутсорсинговых компаний будет разрешена только при получении специального разрешения. Не понятно также, должны ли будут такие компании становиться на учет в министерстве и получать какие-либо свидетельства/сертификаты.

На заметку! В Законе фактически нет четких механизмов реализации права людей на занятость. Большинство норм законодательного акта носят декларативный характер и не устанавливают ответственности за их нарушение.

Вступающий в силу с 01.01.2013 г. Закон № 5205-VI определяет основы государственной политики в инвестиционной среде в течение 2013 - 2032 гг. и направлен на привлечение инвестиций в приоритетные отрасли национальной экономики.

Приоритетными отраслями экономики являются отрасли, направленные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологичной конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, реализующие государственную политику относительно развития производственного и экспортного потенциала, создания новых рабочих мест.

Документом отмечается, что перечень приоритетных отраслей экономики определяется Кабмином. На сегодняшний день он пока не установлен.

Согласно Закону субъектам хозяйствования, реализующим инвестпроекты в приоритетных отраслях экономики, предоставляется возможность получить господдержку в виде прямого бюджетного финансирования, компенсации процентов по кредитам в банках, а также государственные гарантии для привлечения иностранных кредитов.

Инвестиционный проект должен предусматривать проведение реконструкции или модернизации на предприятии с обязательным выделением отдельного структурного подразделения, на котором он будет реализовываться.

Вооружившись благородными целями создания рабочих мест и внедрения инвестпроектов, документ отмечает, что льготы по налогу на прибыль предоставляются лишь соразмерно реальным инвестициям в экономику Украины. Стоит отметить, что указаные преференции от государства смогут получить лишь небольшое количество субъектов большого предпринимательства, что обусловлено множеством необходимых для выполнения критериев.

Внимание! Правительство будет содействовать привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики с помощью налоговых и таможенных стимулов. Предприятия, которые будут реализовывать инвестпроекты в приоритетных отраслях, получат поддержку со стороны государства. Между тем частные компании, чтобы получить госпомощь, должны выполнить определенные условия, обозначенные в ст. 4 Закона № 5205-VI:

1) одобрение инвестпроекта Кабмином по предоставлению уполномоченных государственных органов;

2) соответствие инвестпроекта положениям Закона относительно его реализации на вновь созданном или действующем предприятии, на котором будет проведена реконструкция или модернизация и которое одновременно отвечает критериям количества созданных новых рабочих мест для работников, непосредственно задействованных в производственных процессах, а также уровня средней заработной платы для таких работников и др.

Законодательная революция на рынке недвижимости

Настоящая законодательная революция ждет рынок украинской недвижимости в 2013 году. Так, с 1 января государственная регистрация прав и обременений недвижимого имущества будет осуществляться согласно Закону «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее - Закон). Согласно документу все права и обременения относительно земельных участков, зданий, строений, сооружений и их частей будут регистрироваться в едином Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Соответствующие изменения вносятся в законы «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», «О Государственном земельном кадастре» и Земельный кодекс.

В связи с внедрением единого госреестра регистрационные функции органов земельных ресурсов (относительно земельных участков) и бюро технической инвентаризации (относительно иных объектов недвижимости) будут переданы Укргосреестру. Функции государственных регистраторов также будут выполнять нотариусы, что, безусловно, является позитивным нововведением, поскольку при заключении сделки можно будет заверить соответствующий договор и зарегистрировать право на землю и недвижимость в «едином окне» - у нотариуса.

Также с 1 января 2013 года в Украине ожидается отмена моратория на отчуждение и смену целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения частной собственности для ведения товарного сельхозпроизводства, участков, выделенных из паев для ведения личного сельского хозяйства, а также самих земельных паев. К тому же вступает в силу Закон «О государственном земельном кадастре», что является необходимым условием для формирования рынка сельскохозяйственных земель.

Одним из нововведений Налогового кодекса в 2013 году станет налог на недвижимость. Статьей 265 НК предусмотрена уплата налога на недвижимость собственниками жилой недвижимости. Базой налогообложения в данном случае выступает жилая площадь, а плательщики - как физические, так и юридические лица, имеющие в собственности жилую недвижимость. При этом такая база налогообложения выглядит достаточно спорной.

Кроме того, внедрение таких правовых категорий, как техническая инвентаризация, градостроительная реформа, ответственность в сфере строительства и новеллы в лицензировании строительства, - это еще не полный перечень особенностей реформирования в сфере недвижимого имущества с 1 января 2013 года.

Важно! Исходя из существующих тенденций, можно ожидать дальнейших реформ, направленных на упрощение и либерализацию ведения строительного бизнеса в Украине, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в отрасль, а также обновлению и развитию транспортной, промышленной инженерной инфраструктуры и жилищных фондов, существенно устаревших и несоответствующих современным реалиям.

«Разделяй и властвуй!», или «Новые нормы о главном»

В связи с вступлением в силу Закона от 06.09.2012 г. № 5245-VI теряет силу Закон «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» от 05.02.2004 № 1457-IV. Законом от № 5245-VI вносятся изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Закон № 5245-VI регулирует новые особенности разграничения земель государственной и коммунальной собственности касательно функционирования рынка распределения таких земель, действовавшие до 01.01.2013 г., существенно меняя «устаревшие» законодательные нормы. Документ по-новому определяет категорию земель коммунальной собственности, устанавливает право распоряжения землями коммунальной собственности органами местного самоуправления. В то же время государству и органам местного самоуправления разрешается быть субъектами права совместной собственности на землю.

Гарантировано государством!

Закон № 4901-VI устанавливает гарантии государства по исполнению судебных решений и исполнительных документов, определенных Законом «Об исполнительном производстве», и особенностях их исполнения.

Согласно положениям Закона № 4901-VI государство гарантирует исполнение решения суда о взыскании средств и обязательства совершить определенные действия относительно имущества, принудительная реализация которого ограничена в соответствии с законодательством.

В данный нормативно-правовой акт, помимо прочего, входят статьи, регулирующие:

1) особенности предоставления государством гарантий по исполнению решений суда;

2) особенности исполнения решений суда о взыскании денежных средств с государственного органа;

3) особенности исполнения решений суда о взыскании денежных средств с государственного предприятия или юридического лица;

4) вопросы предоставления компенсации;

5) особенности исполнения решений суда об обязательстве совершить определенные действия относительно имущества.

Нормы Закона особо ценны для тех субъектов бизнеса, к контрагентам которых относятся указанные госструктуры, устанавливая детальные особенности процедуры государственных гарантий по исполнению решений судов.

 

 

Джерело: ЮРЛІГА

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»